Tiffany & Co. повторил свой шедевр

Полвека спустя знаковый браслет Bone предстает в новом обличии

Охватывающая запястье объемная, текущая форма из драгоценного материала, на поверхности которой с органической точностью прорисованы все изгибы строения женского тела, – так выглядит классический браслет-кафф Bone, который в 1970 году создала Эльза Перетти и который теперь входит в наследие Tiffany & Co. За 50 лет своего существования это знаковое украшение претерпело множество метаморфоз: серебро становилось черненым, его заменяло желтое и розовое золото, широкий браслет становился изящнее и уже, и, напротив, ощутимо вырастал в длину и превращался в драгоценные доспехи времен эллинской цивилизации. 

Но несмотря на все интерпретации и новые эволюционные черты, Bone все прошедшие годы оставался современным, футуристическим украшением, вокруг которого, казалось бы, уже не придумать ничего нового. Абсолютная вещь в себе, самодостаточный аксессуар, неизменный бестселлер Tiffany & Co. Но вот в 2020 году, по случаю полувекового юбилея, Перетти вдруг представляет новые неожиданные вариации этого украшения, при взгляде на которые так и хочется воскликнуть «все гениальное просто!». 

Пластичную форму Bone Перетти всего лишь окрашивает в красный, синий и зеленый цвета и таким простым приемом совершенно преображает эстетику украшения. Чувственность здесь вдруг сменяет бьющая через край энергетика, женственность – дерзкий вызов, благородные тона и оттенки – заводящие с пол-оборота своей насыщенностью цвета. Последние получены технологическим методом гальванизации, который дает концентрированный, бьющий наотмашь оттенок. 

В этих трех браслетах, выпущенных ограниченной серией (на каждом внутри имеется гравировка «special edition») оригинальная форма осталась неизменной – созданы браслеты в двух зеркальных версиях, на левую и на правую руку, как и в 1970-м, и в изящной, малой вариации. Но Перетти не ограничилась лишь дерзкой по духу подачей Bone и подумала о тех, кто носит ее украшения не первое десятилетие и остался верен их новаторскому, но элегантному духу.

Еще в трех браслетах на месте характерной выпуклости полулунной кости запястья из металла прорастает поделочный камень. Впервые в монолите этого украшения помимо металла использован второй материал, и, надо сказать, такая драгоценная вставка смотрится в Bone вполне органично. В двух браслетах из серебра «косточка» сделана из бирюзы и черного нефрита, а в версии из желтого золота – из зеленого жадеита, и это дань великолепию природы, в которой дизайнер черпает вдохновение. 

Не первый раз Bone поражает искусностью своего исполнения: «надрез» в серебре или в золоте выполнен с хирургической точностью и с безукоризненной эстетикой. Браслет по-прежнему повторяет контуры запястья, только каждый из поделочных камней еще сильнее акцентирует полулунную кость. Новые вариации Bone можно расценивать как еще одно свидетельство артистической энергии их создательницы Эльзы Перетти, которой в этом году исполнилось уже 80 лет. 

«Меня всегда интересовала механика и тактильность: любое украшение должно быть притягательным и удобным для ношения» – так когда-то озвучила свое творческое кредо Перетти. И Эльза последовательно претворяет его в жизнь под крышей Tiffany & Co. Официально она присоединилась к команде ювелирного Дома в 1974 году, хотя браслет Bone выпустила несколько раньше.

Кстати, импульсом для создания скульптурной формы стала причудливая игра воображения дизайнера, в котором соединились два сильнейших впечатления в ее памяти. Еще в детстве в крипте церкви капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе XVII века в Риме Эльзу поразили хранящиеся там скелеты монахов – впервые она рассмотрела строение кистей человека. (Отсюда и происходит название браслета Bone – «Кость».) На эти зловещие скелеты удивительным образом наложилась органическая пластика архитектуры Антонио Гауди, которая заворожила Перетти в доме Мила в Барселоне. Так через несколько лет родилась органическая, анатомическая эстетика Bone, самого известного и величественного произведения Elsa Peretti for Tiffany & Co., но далеко не единственного. 

За все эти годы Перетти создала в Доме десятки украшений – от серег-пуссет до брошей и заколок для волос – и даже предметы декора интерьера. В 70-х чувственность, органика, женственность, пластичность, грациозность, эргономика (хотя тогда такого термина еще не придумали) объектов Перетти произвели настоящую революцию в ювелирном дизайне – с ее талантливой руки он вернулся к органичным формам и элегантной простоте. Дизайнер тогда провозгласила: «Стиль должен быть простым!» – и добавила, что «правильная линия и правильная форма для меня существуют вне времени». И действительно, ее эстетика была востребована независимыми, сильными и смелыми женщинами всех сменившихся за полвека поколений: хиппи, яппи, поколения Х и миллениалов и вот теперь поколения Z, для которого созданы яркие версии Bone. 

В своем солидном возрасте Перетти уже сама часть истории модного мира и героиня вне времени, а ее достижения вписаны не только в анналы Tiffany. Уроженка Флоренции, дочь основателя нефтяной компании Anonima Petroli Italiana, она училась в Риме и Швейцарии, затем оборвала все связи с консервативной богатой семьей и вырвалась в Барселону, откуда в 1968 году сбежала от режима Франко в Нью-Йорк. Здесь Эльза подрабатывала моделью и подружилась с модными дизайнерами Джорджио ди Сант-Анджело и особенно с Роем Холстоном – оба задействовали ее первые украшения в дефиле и поощряли ее творческие эксперименты. В качестве модели Перетти позировала самому Хельмуту Ньютону, а вот первым ее произведения на пленку запечатлел не менее знаменитый Хиро и с тех пор стал ее верным союзником. «Творения Эльзы – завораживающие и чувственные; ты ощущаешь, как сквозь них пульсирует жизнь» – так охарактеризовал классик модной фотографии украшения Elsa Peretti for Tiffany & Co. 

Именно близкий друг Холстон познакомил ее в 1974 году с главой Tiffany & Co. Уолтером Ховингом, и тот моментально заключил с ней контракт. Теперь в самом Доме Эльзе Перетти присвоен статус «достопримечательность Tiffany» и посвящена «стена почета» во флагманском магазине на 5-й авеню в Нью-Йорке. Бренд также курирует профессорскую кафедру Перетти в сфере ювелирного дизайна в Технологичес­ком институте моды.

Помимо степени доктора изящных искусств Перетти обладает множеством наград, и среди них – звание «Дизайнер аксессуаров года» от Совета модных дизайнеров Америки (CFDA), полученное в 1996-м, и награда Leonardo da Vinci за дизайн в сфере ювелирных украшений, которая была вручена ей на биеннале во Флоренции в 2019-м. Ценность произведений Перетти как художественных объектов признана настолько, что их можно увидеть в коллекциях музея искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке, Музеев изящных искусств в Бостона и Хьюстона и в Британском музее в Лондоне. Недаром Эльза Перетти считается одним из самых коллекционируемых дизайнеров нашего времени. 

Разумеется, почти полвека творческого союза Перетти и Tiffany & Co. были большой удачей для обеих сторон и принесли им ощутимые дивиденды. В 2012-м году 10% всех мировых продаж Дома – а это сумма $3,8 млрд – пришлись именно на предметы авторства Перетти, так что с 1974 года она заработала для Tiffany многие миллионы.

При этом у Перетти всегда была отличная деловая хватка: несмотря на многолетний тандем с Домом, она по-прежнему владеет авторским правом на весь свой дизайн и интеллектуальную собственность. Шесть лет назад, по данным журнала Vanity Fair, бренд заключил с дизайнером новый 20-летний (!) контракт на $47,3 млн плюс роялти от будущих продаж. Сколько еще Эльза Перетти будет творить для Tiffany & Co. лично, никому знать не дано, но новые метаморфозы Bone по-прежнему демонстрируют высокий градус ее творческого потенциала, а ее авторский дизайн давно вписан в вечность. 

Читайте также