Мода объединилась
с медициной

Желая удержать потребителя и рынок, производители одежды готовы практически на все

Могут ли джинсы защитить от коронавируса? Вряд ли. Вирус путешествует на микрочастицах пыли или жидкости от носителя к носителю, поэтому ношение маски и соблюдение социальной дистанции остаются, согласно рекомендациям ВОЗ, наиболее эффективными методами, мешающими коронавирусу попасть в организм.

Но это не останавливает текстильную промышленность и производителей одежды – они без устали экспериментируют с материалами в попытках повысить продажи и все чаще с уверенностью заявляют о том, что именно их продукт защищает от вирусов, включая COVID-19. 

Так, компания Diesel совместно с Polygiene утверждает, что обработка для джинсовой ткани, которую вторые предоставляют первым, «останавливает до 99% вирусоносной активности в течение двух часов после контакта».

А лондонская Apposta, специализирующаяся на немнущихся рубашках, на которых не остается пятен, обещает, что ее ткань для рубашек Viroformula «подавляет колонизацию бактериями и вирусами, включая вирус, вызывающий COVID-19», а также снижает «вероятность и скорость заражения, уничтожая бактерии и вирусы в момент контакта». 

Очевидно, что эти компании делают ставки на то, что ткани с антивирусными свойствами, когда-то бывшие основным, нишевым материалом для медицинских халатов и масок, теперь медленно но верно перекочевывают в категорию инноваций в сфере моды, спеша занять место рядом с антибактериальной спортивной формой и немнущимися рубашками.

Интересно также, что далеко не все производители, использующие слово «антивирусный» в связке с одеждой, конкретно называют SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, в числе вирусов, от которых защищают их ткани и разработки. При этом большинство покупателей при взгляде на слова «антибактериальный» или «антивирусный» все же видят вполне ожидаемую связь.

И, наконец, чтобы запутать покупателя еще больше, к делу подключился закон. Согласно американскому законодательству, в США определение «антивирусный» не может быть применено к изделиям из ткани, произведенным не для медицинских целей. И даже если материал имеет некоторую способность подавлять активность вируса, максимум, который грозит ему в США, – это определение «антимикробный».

В Евросоюзе, напротив, называть ткань «антивирусной» можно, несмотря на то что SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, вовсе не обязательно должен входить в список вирусов, с которыми эта ткань «работает» или тестировалась. Например, тот же Diesel будет использовать покрытие для ткани шведской компании Polygiene, которое «подавляет активность вирусов, взаимодействуя с ключевыми протеинами». Покрытие можно использовать везде, включая постельное белье и мебель.

Однако дьявол кроется в деталях. И деталь состоит в том, что вышеупомянутая технология обработки ткани ViralOff от Polygiene действительно разрушает вирус, но тесты проводились только на нескольких из них: Influenza A, птичьем гриппе, Norovirus и SARS. А, согласно законодательству ЕС, этого достаточно, чтобы называть изделие текстильной промышленности (не лекарство) «антивирусным». На своем сайте компания также предупреждает, что ее покрытие защищает только продукт, но не того, кто его носит. Несмотря на это, с октября 2020 японский текстильный гигант Takisada-Nagoya Co. Ltd начал сотрудничество с Polygiene в сфере обработки тканей.

Один из популярнейших материалов в антивирусных тканях – серебро. Швейцарская фирма HeiQ представила технологию, которая использует его для борьбы с вирусами на тканях, включая SARS-CoV-2. С 1 октября 2020 года все джинсы американских производителей DL1961 и Warp + Warp будут обрабатываться химическим антивирусным смягчителем HeiQ Viroblock NPJ03. Он же обеззараживает маски, которые продают под лозунгом «носите маску, чтобы защитить себя, окружающую среду и экономику».

Технология обработки ткани ViralOff от Polygiene действительно разрушает вирус, но тесты проводились только на Influenza A, птичьем гриппе, Norovirus и SARS. А, согласно законодательству Евросоюза, этого достаточно, чтобы называть изделие текстильной промышленности (не лекарство) «антивирусным»

Серебро использует и вышеупомянутый производитель рубашек Apposta, на сайте которого заявлено: «Антивирусное действие достигается с помощью технологий на основе серебра. Во-первых, [атомы] серебра в ткани связывают попавшие на поверхность вирусы за [их поверхностные атомы] серы. А во-вторых, липосомы, которые используются для обработки ткани, уничтожают вирусы за пару секунд, удаляя из [мембран] вируса холестерин и тем самым разрушая их структуру». Эффект длится до 30 стирок при температуре до 40 °C.

Российский бренд Silvashi также не остался в стороне. В этом сезоне марка представила капсульную коллекцию верхней одежды с антибактериальными свойствами. Материалы для коллекции обработаны жидкостью на основе синтезированного серебра. Она распыляется на ткань, обеззараживает верхний слой и обеспечивает изделию антимикробную активность. «Наночастицы серебра уже давно успешно применяют в медицине и фармацевтике... Такая пропитка убивает не только вирусы, бактерии, грибы, но и патогенную флору», – утверждает основательница бренда Светлана Сильваши.

Тут важно сделать небольшое отступление и упомянуть, что не у всех вирусов есть торчащие поверхностные цистеины (аминокислоты, несущие серу), поэтому не каждый вирус «прицепится» к серебру и будет уничтожен. Также нужно понимать, что вирусы в принципе делятся на два типа – с защитной мембраной и без. Именно поэтому производители используют два механизма: ломают мембрану мембранному вирусу с помощью липосом (как это делает Apposta), а безмембранный вирус ловят за торчащий цистеин с помощью серебра. 

Также стоит подчеркнуть, что все вышеназванные технологии и другие ткани, способные дезинфицировать себя сами, не призваны защитить потребителя от прямой «атаки» вирусом в момент контакта с носителем, они скорее работают, когда речь идет о дезинфекции вещей между примерками разными покупателями в магазине или о том, чтобы человек мог, придя с работы, первым делом обнять дома детей и только потом идти переодеваться, как это было до пандемии. 

«Говорить о 100%-ной эффективности какого-либо способа в борьбе с COVID сейчас рано, это явление новое. ГОСТов в этом направлении нет, поскольку для них должна быть наработана достаточная база исследований и примеров, на основе которых можно установить стандарты и рекомендации. Со своей стороны мы будем продолжать изучение этой темы и сейчас тестируем возможность [...] использовать технологию на основе синтезированного серебра для обработки всех наших коллекций», – рассказала Светлана Сильваши.

Интересно, что применительно к пандемии коронавируса, благодаря которой все эти разработки смогли выйти на массовый рынок, профессор Сколковского института науки и технологий, специализирующийся на вирусах и попросивший не раскрывать его имени, высказался в том ключе, что все это пустая трата времени и «полная фигня». Другой ученый из Кембриджского университета, который также пожелал остаться анонимным, все же допустил частичное уничтожение коронавируса, осевшего на поверхности ткани.

Поэтому пока одни ритейлеры одежды подсчитывают убытки (по данным McKinsey и Business of Fashion, оборот модного сектора сократился в 2020 году приблизительно на 30%), другие готовы пойти на использование состояния паники и неопределенности, чтобы вернуть клиентов. 

Читайте также