Они не вянут: цветы из стекла как арт-объект

Почему образцы для своих хрупких работ миланская художница выбирает среди дикорастущих растений

Когда видишь их впервые, они кажутся настоящими – это удивительная особенность творчества художницы. Стеклянные цветы Лиллы Табассо усиливают, обостряют восприятие природы, причем Лилла умудряется воспроизвести в них невероятное количество деталей, а умелое использование красок придает им неправдоподобно естественный вид. 

Впрочем, при всей их реалистичности, Лилле неинтересно просто «копировать» цветы. «Вообще-то я больше импрессионист, чем гиперреалист, – признается художница. – Мои глаза подмечают не все детали. У меня просто возникает образ того, что я вижу, и я его воспроизвожу. Если вы сравните мои цветы с настоящими, то заметите множество различий помимо того, что они сделаны из стекла. Но я знаю: если смотреть на композицию, мои цветы выглядят правдоподобно. Именно к этому я и стремлюсь. Они не тождественны натуральным, но сделано это специально. Это импрессионистский взгляд».

Если вы присмотритесь, то заметите, что при всей своей красоте растения находятся в стадии между цветением и увяданием, между жизнью и смертью. «Признаться, меня очень вдохновляют цветы в стадии угасания, – говорит Лилла Табассо. – И всегда привлекал символизм «суетности», «тщеты всего сущего», что означает неумолимость смерти, быстротечность земных радостей и достижений». 

Лилла не воспроизводит срезанные и засушенные цветы – она передает непрерывный круговорот жизни, когда в природе цветущие растения соседствуют с увядшими. Поэтому своих героев художница выбирает среди дикорастущих растений – душистый горошек, агапантус, мак, ветреница… 

Вдохновение Табассо дает мысль, что цветы – это способ передать чувства, настроение, состояние души. «Я изображаю цветы не потому, что они красивые, – объясняет она, – а потому, что в данный момент они вызывают у меня определенные эмоции. Засохший цветок означает, что у него все осталось в прошлом, но красота продолжает в нем жить».

Интерес к теме возник в 2004 году, когда художница случайно увидела издание о цветах из стекла, выполненных в XIX веке для Гарвардского университета

Когда-то Лилла даже не предполагала, что станет заниматься декоративно-прикладным искусством. Однажды она решила изучать технику работы со стеклом, но у нее не было времени ездить в Мурано для занятий со специалистом: на тот момент она работала в семейном антикварном магазине. 

«Я взяла один урок, чтобы понять материал и принципы ремесла, а потом в буквальном смысле занималась самообучением. В Мурано все пытались меня отговорить! Но чем больше они старались, тем больше для меня это становилось делом принципа. Первые три года я возвращалась домой из мастерской в полном отчаянии, думала, что никогда это не освою. Но я много и упорно работала дома, и это позволило мне понять стекло. Поначалу главная трудность заключалась в том, что было некому мне подсказать, зато это помогло мне обрести собственное отношение к материалу».

В течение нескольких лет Лилла делала украшения из цветов, но однажды, примерно в 2004 году, случайно наткнулась на иллюстрированное издание о цветах из стекла, выполненных в XIX веке для Гарвардского университета Леопольдом и Рудольфом Блашка. 

«Когда я открыла для себя их мастерство, то была так восхищена, что только о нем и думала. А когда три года назад я увидела их работы своими глазами, я была в шоке! С 2004 по 2017 год я работала только для того, чтобы достичь такого же технического мастерства. Я должна обладать виртуозной техникой, чтобы добиться несовершенства, к которому стремлюсь».

Это несовершенство, по мнению Лиллы, как нельзя лучше демонстрирует меланхолию и рефлексию, присущую ее хрупким творениям. 

«В моих композициях, даже наполненных цветами, всегда присутствует грусть, – рассказывает художница. – Если вы посмотрите, к примеру, на работу «Весна и Осень», то даже в Весне заметите признаки увядания. Оно еле уловимо, но оно есть. А если взглянете на Осень, то увидите, что она не умерла окончательно, что есть проблески надежды, воспоминание о жизни».

Мастерство и утонченность работ принесли Лилле Табассо заслуженную награду: премию Talent de l’Harmonie, которую вручает Centre du Luxe et de la Création в Париже. 

В октябре – декабре 2020 года работы художницы будут представлены на выставке в Миланском музее дизайна, в особом разделе, подготовленном Fondazione Cologni dei Mestieri d’Arte и посвященном творчеству лучших миланских мастеров XXI века. Посмотреть работы можно на сайте lilla-tabasso.com, а приобрести – в галерее Caterina Tognon Art Gallery в Венеции. 

(Перевела Елена Туева)

Читайте также