Как работают законы Barocko

Мастера Bvlgari перевели художественный стиль на ювелирный язык. И добавили немного дерзости

Прежде чем приступить к созданию новой высокоювелирной коллекции Bvlgari, Лючия Сильвестри, креативный директор итальянского Дома, отправилась на прогулку по Риму. Ее путь лежал к площади Навона, одной из самых значимых и цельных барочных площадей Вечного города, которая обрела свой нынешний облик в XVII веке на пике расцвета этого стиля. За источником вдохновения к Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини, Карло Райнальди и Джироламо, большим мастерам-архитекторам прошлого, Сильвестри отправилась неспроста...

Рожденный в 1884 году Дом Bvlgari все 136 лет истории являлся плотью от плоти Рима. Формы и силуэты создаваемых в нем драгоценностей и часов всегда были столь же монументальны и величественны, как архитектура итальянской столицы.

Большой имперский размах Вечного города, состоящего из элементов античности и барокко, всегда находил отражение в стиле Bvlgari. Порой в произведениях Дома напрямую цитировались элементы из римского архитектурного словаря: так, силуэт коллекции Parentesi повторяет формы древних римских мостовых, а треугольный орнамент веера коллекции Diva’s Dream вдохновлен узором мозаик Терм Каракаллы.

С этой архитектоникой форм органично соединялась яркая палитра цветных драгоценных камней, символ присущего Bvlgari италийского жизнелюбия в его концепции dolce vita. 

Начиная со второй половины XX века к симбиозу имперской архитектуры и италийской палитры всегда примешивался третий элемент дизайна – свежий взгляд, отражающий культурные веяния десятилетия и добавляющий в украшения особую энергетику.

Одним из показательных примеров такого симбиоза два года назад стала высокоювелирная коллекция Wild Pop, в которой большой стиль Bvlgari был органично соединен с поп-артом и даже хиппи-шиком, что добавило монументальным украшениям непокорности, а значит, лишило их чрезмерного для XXI века пафоса. 

Несмотря на то что название новой коллекции Barocko звучит помпезно и величественно, стиль ее не похож на застывший памятник эпохи, а все потому, что в эстетику барокко Лючия Сильвестри добавила дух рок-н-ролла в той его составляющей, которая отвечает за дерзость и непринужденность. 

«Высшая миссия моей работы – демонстрировать знаковые мотивы Bvlgari в новом облике, чтобы перенести стиль Дома из прошлого и в будущее. И одновременно открыть в этом большом стиле совершенно неожиданные грани» – так сформулировала Сильвестри свое кредо в интервью «Как потратить» несколько лет назад. И вновь удачно воплотила его в жизнь. 

В стиле Bvlgari присутствуют три элемента: цвет, свет и ощущение происходящего на твоих глазах чуда
Лючия Сильвестри
креативный директор Дома Bvlgari

Взяв за основу пышные и помпезные детали декора базилики Святой Агнессы, Палаццо Памфили и Фонтана четырех рек, расположенных на площади Навона, и захватив в этот же культурный багаж элементы комплекса Садов Фарнезе на Палатинском холме и бронзовой статуи Архангела Михаила на вершине папской крепости Кастель Сант-Анджело, креативный директор Bvlgari и ее команда переосмыслили их в драгоценных формах украшений. Драматическое величие в них – это наследство стиля барокко, а вот грациозная игривая легкость уже скорее досталась от рок-шика.

Замысловатые линии с характерными волютами и складками – тоже наследие архитектурного стиля, а вот их непредсказуемое, местами асимметричное течение – уже музыкальная импровизация. Буквально в каждом украшении можно распознать этот гармоничный диалог двух составляющих: благородство в противовес игривости; монументальность, поданная с необычайной легкостью силуэтов; напряженность объемов и их сквозящая ажурность.

Ну а столь ценные в стиле барокко динамичность и чувственность являются не менее важными элементами в рок-н-ролльной эстетике, так что здесь даже не пришлось искать особой гармонии. 

«В стиле Bvlgari присутствуют три существенных элемента: цвет, свет и ощущение происходящего у тебя на глазах чуда. Те же чувства ты испытываешь, находясь в окружении барочных форм», – объясняет Сильвестри свою работу с элементами барокко и подчеркивает, что этими качествами ее команда смогла наградить и каждое украшение в Barocko, среди которых было немало по-настоящему сложных для исполнения изделий. 

По центру одного из самых трудоемких произведений в коллекции Barocko, на создание которого потребовалось 1500 часов работы, – колье Rosso Caravaggio – красуется редкий рубин весом 10 карат огранки «кушон» родом из Мозамбика. Расходящийся от него во все стороны симметричный орнамент из бриллиантов и рубинов дает столь контрастную игру света и тени, что дизайнеры сразу вспомнили о фирменном приеме Караваджо, художника эпохи барокко, и назвали в честь него это творение. Интересно, что его конструкция скрывает в себе хитроумный механизм, который позволяет получить два разных ожерелья. 

Название другого украшения – Lady Arabesque – говорит само за себя: арабески и волюты – это неотъемлемые элементы барокко, и именно из них состоит пышное ажурное колье в форме треугольника. Ювелиры Bvlgari мастерски вписали в его орнамент палитру розовых и лиловых сапфиров из Шри-Ланки, ярко-голубых акцентов турмалинов параиба и зелень изумрудов, а также щедро рассыпали по волютам бриллианты – на эту жизнерадостную феерию ушло около тысячи часов виртуозной работы. 

Совершенно иначе решена богатая цветовая палитра в элегантном колье Cabochon Exuberance – оно состоит из 11 драгоценных камней разной формы, но одинаковой огранки «кабошон»: трех танзанитов, трех турмалинов, одного рубеллита и четырех аквамаринов, а также акцентов изумрудов. Размеренная композиция соединенных в единое целое мощных объемов (общая каратность камней превышает число 500!) вдохновлена комплексом Садов Фарнезе на холме Палатин, а высота и величественность кабошонов во всей коллекции Barocko является для Лючии Сильвестри воплощением прекрасных куполов Борромини.

Апофеозом экстравагантности позднего «пламенеющего» барокко можно смело считать колье Peacock, на создание которого также ушло 1500 часов кропотливой работы

Но эффект вибрирующего, словно сгусток энергии, света может дать даже один драгоценный камень – такой как плоский каплевидный рубеллит весом 60,79 карата, украшающий сотуар Lady Rubellite. Паваж из бриллиантов, аметистов и рубеллитов на длинном драгоценном шнуре здесь гармонично балансирует с элегантным белоснежным жемчугом, который был столь популярен в эпоху барокко, – этот дар морей добавляет сдержанный благородный акцент сразу нескольким украшениям коллекции Barocko.

Похожий энергетический поток и свечение исходит и от желто-оранжевого бриллианта неправильной треугольной формы весом 5,02 карата по центру кольца Raggio di Luce – Cильвестри сравнила чувственность и драматизм этого редкого экземпляра со скульптурой «Экстаз святой Терезы» Бернини.

Апофеозом экстравагантности позднего «пламенеющего» барокко можно смело считать колье Peacock, на создание которого также ушло 1500 часов кропотливой работы. Чтобы добиться эффекта переливов оперения павлина, ювелиры сплавили в гармоничную композицию капли танзанитов и аквамаринов, акценты хризопразов и бирюзы, рубеллитов и изумрудов. 

Подобных воплощений и ассоциаций с барокко – сложных и тонких, интеллектуальных и ремесленных – в одноименной коллекции украшений столько, что только по ним можно запросто составить небольшую энциклопедию его главных элементов. 

Причудливые линии, динамичное движение, непредсказуемые повороты, чувственные изгибы, вибрации света, игра объемов и масштабов в украшениях из коллекции Barocko способны создать тот же головокружительный эффект, как и самая насыщенная экскурсия по Риму эпохи барокко. 

Читайте также