Инвестируйте
во «вторичку»:
советы эксперта

Директор Art Market Research Себастьян Дути — о будущем редких моделей и первом индексе коллекционных сумок

Исследовательская компания Art Market Research (AMR) разработала специальный индекс, отслеживающий изменения цен на сумки самых дорогих марок. И выяснилось, что по итогам прошедшего десятилетия стоимость этого дамского аксессуара увеличилась больше чем в два раза, причем за последние 35 лет модель Birkin от Hermes подорожала на 500%, обогнав биржевой индекс S&P 500 и золото!

Растут в цене и сумки других культовых брендов. И, как следствие, из атрибута модниц сумки с триумфом переместились в список инвестиций страсти («рassion investment»), потеснив в нем произведения искусства, драгоценности и ретроавтомобили.

«Не знаю, как бы отреагировал на идею посвятить дамским сумочкам целый индекс мой папа», – с улыбкой признается Себастьян Дути, который пять лет назад сменил своего отца на посту директора AMR. В 1978 году Робин Дути, будучи инвестиционным аналитиком в лондонском Сити, заметил, что в отличие от традиционных активов, которые изучаются на основе исторических данных, системного анализа рынка произведений искусства, антиквариата и других альтернативных объектов вложений нет. 

При этом Дути был уверен, что без знаний люди не просто менее склонны зарабатывать деньги, но и с большой вероятностью их потеряют. А потому в тот же год он совместно с Лондонской школой экономики разработал целую методологию и серию индексов по более чем 350 сегментам, которыми и по сей день активно пользуются аукционные дома и коллекционеры. Наработки AMR также были адаптированы департаментом оценки акций и активов Министерства внутренних доходов Великобритании для определения справедливой рыночной стоимости нерастраченного движимого имущества. 

Барометры арт-рынка AMR формирует на основе данных публичных торгов. Аналитики затем классифицируют каждый лот по конкретным секциям, чтобы дать инвесторам представление о том, сколько их актив стоит сегодня и как цена на него менялась за определенный период времени. 

Аналогичный подход использовал и Дути-младший. По его словам, стойкий интерес к редким моделям брендов как способу вложения денег возник после финансового кризиса 2008 года. «Сначала люди стали более тщательно обдумывать свои траты, в результате чего себя изжило такое явление, как It-bag. Клиенты просто не понимали, зачем платить несколько тысяч долларов за аксессуар, который выйдет из моды спустя пару месяцев. Пришло время старой доброй классики, требования к которой также ужесточились. К сумкам стали относиться как к украшениям, машинам и живописи. Хотя, конечно, на самом деле женщины давно говорили, что сумки для них – это примерно то же самое, что для мужчин наручные часы. Теперь вся прекрасная половина человечества может смело бросать своим мужьям и бойфрендам хрестоматийную фразу: “Ну я же тебе говорилаˮ», – отмечает Дути.

К 2023 году рынок подержанных предметов роскоши составит $51 млрд

Вторым поворотным моментом стал 2015 год, когда ведущие аукционные дома мира начали развивать направление торговли аксессуарами. «Модные винтажные вещи являются стратегическим инструментом для привлечения клиентов разных категорий и возрастных групп. Непросто поднять трубку, позвонить клиенту, с которым не разговаривал 15 лет, и cразу предложить ему картину за $30 млн. Всегда можно начать разговор с сумочки. Молодые коллекционеры, с другой стороны, не ставят никаких границ между миром моды и арт-миром. Такие люди, придя на распродажу вещей от Chanel, могут заодно прикупить и полотна старинных мастеров», – констатирует Дути.

 Всего по итогам 2019 года через аукционы было реализовано более 3700 дизайнерских сумок на $32 млн.

2020 год стартовал с очередного рекорда – сумка Hermès Ombre Lizard Birkin в марте ушла на торгах Sotheby’s за $137 000, что на 50% выше предыдущего рекорда 2018 года. Затем по мере распространения коронавируса Hermes Birkin начали продавать вполцены, причем на одну из них и вовсе не нашлось покупателя. 

Многие эксперты прочили окончание звездного часа сумок. Сам Себастьян Дути даже заговорил о «цене COVID» и сложности реализации товаров роскоши без живых аукционов. «Лоты с высоким «входным билетом» подразумевают тесное взаимодействие клиентов и аукционистов. И в этом смысле карантин сыграл свою отрицательную роль для обеих сторон», – признает эксперт.

Правда, депрессивность на торгах длилась совсем недолго и сменилась новыми историческими максимумами. Уже в июле Birkin из кожи нильского крокодила, покрытая 18-каратным белым золотом и бриллиантами, была продана через интернет за $300 000. 

На рост интереса к роскоши повлияли снизившиеся ставки на депозиты и тренд на разумное потребление. «В период любого кризиса происходит переоценка финансового рынка. Какой смысл держать деньги в банке под отрицательные проценты, когда можно приобрести эстетически приятный актив, еще и обладающий большей стабильностью, чем стандартный вклад?» – констатирует Себастьян Дути. 

О популярности «вторичных» товаров роскоши говорится и в докладе Вoston Consulting Group. Аналитики отметили, что в последние 12 месяцев 25% респондентов уже покупали люксовые вещи, бывшие в употреблении; 33% опрошенных, напротив, продавали такие товары. Более того, согласно подсчетам экспертов аналитической компании GlobalData, к 2023 году рынок подержанных предметов роскоши составит $51 млрд по сравнению с $24 млрд в 2018 году!

Ажиотаж вокруг сумок обеспечивается и самими брендами за счет селективных продаж. Когда тот же Hermes отменил изготовление Birkin и Kelly на заказ, желающим купить заветный аксессуар пришлось на равных условиях ждать поступления нужной модели в магазины. Американский визажист Майкл Тонелло даже написал книгу «Добывая Биркин», в которой рассказал про метод приобретения таких сумок. 

Тем же, кому никакие ухищрения не помогли, придется идти на вторичный рынок. «Старая поговорка о том, что только лучшее с годами становится лучше, отлично подходит рынку подержанной роскоши, тем более что многие из аксессуаров в идеальном состоянии только благодаря тому, что купившие их в 1960-х и 1970-х люди хранили свои Hermes и Chanel в вакуумных пакетах. Ничто не мешает новым владельцам сделать то же самое и через некоторое время снова вернуть лот на аукцион. Cудя по показателям индекса, цены мы увидим уже совсем другие, а значит, и соблазн показать окружающим свою «реликвию» будет в разы выше», – заключает Дути.  

Читайте также