«Дача» Олега Тинькова отправляется в кругосветку

От Камчатки до Антарктики: маршрут новой суперъяхты полярного класса

Обладатель состояния $1,7 млрд и № 47 в российском списке Forbes, Олег Тиньков может позволить себе любую классическую суперъяхту. Однако его выбор остановился на морском внедорожнике SeaXplorer от голландской Damen Yachting. Однажды увидев проект на сайте Amels – подразделения международной Damen Group, – Тиньков, по его собственному признанию, был поражен. «Яхта выглядела очень сексуально и вместе с тем мужественно. Видно было, что она готова к тому, чтобы завоевать мир, – признался российский предприниматель в интервью британскому журналу Boat International. – Это была любовь с первого взгляда».

Что же необычного в новой суперъяхте Тинькова с ласкающим русское ухо названием La Datcha и почему он выбрал именно экспедиционную яхту?

Мировые таблоиды уже успели окрестить La Datcha «первым в мире частным ледоколом». Однако правильнее было бы называть ее роскошным экспедиционным судном ледового класса. Вездеход цвета бронзы полностью соответствует Полярному кодексу Международной морской организации (IMO).

По словам Вилены Павловой, главы московского офиса международной яхтенной компании Burgess, «усиленный корпус ледового класса 1C повышает безопасность яхты в высоких широтах, например в Гренландии или Антарктике, где яхта может столкнуться с одиночными льдинами, ледяной крошкой или участками тонкого, сравнительно недавно образовавшегося льда».

Интересно, что 2020 год стал очень щедрым на новые экспедиционные яхты ледового класса. Наряду с La Datcha, Damen Yachting спустила на воду 62-метровый частный эксплорер Anawa, норвежская Ulstein Verft построила необычную 89-метровую Olivia O, а голландская Icon Yachts выпустила 68-метровый конверсионный проект Ragnar.

Впрочем, мода на эксплореры зародилась пару десятилетий назад. По мнению Джима Эванса, управляющего директора компании SuperYachtsMonaco, пионером в этой категории стал американец французского происхождения Джек Сеттон. В 1999 году Сеттон построил на верфи Schweers 59-метровый эксплорер Senses. «У Senses была одна интересная особенность, – рассказывает Эванс. – Если присмотреться, то в кормовой части можно было увидеть 13-метровый Nelson. При приближении к берегу катер быстро спускался на воду. На нем владелец яхты с ветерком добирался до земли, пока сама яхта медленно подходила к берегу на 12 узлах. Подобный фокус позволял Сеттону использовать время по максимуму».

Пример Сеттона заразил многих энтузиастов яхтинга, в частности одного из пионеров сотовой связи Джона Маккау, построившего по совету Сеттона Le Grand Bleu (113 м).

По словам Эванса, россияне всегда охотно заказывали Senses в чартер, а потом сами стали приобретать и строить собственные эксплореры. «Сначала Роман Абрамович купил в 2002 году Le Grand Bleu (с 2006 года находится в собственности у Евгения Швидлера. – Прим. ред.), а потом спроектировал 115-метровую Luna. Потом был Керимов, он приобрел 90-метровую Air, переименовав ее в Ice», – вспоминает Эванс.

Одним из самых заметных эксплореров, безусловно, стал 75-метровый Cloudbreak (2016): идеальный союз между надежной функциональностью и роскошью. Владелец Cloudbreak многократно брал в чартер экспедиционные яхты, а для своей собственной предусмотрел возможность заниматься серфингом и heli-ski в отдаленных регионах.

Любовь россиян к экспедиционным яхтам была отмечена и в научно-фантастическом боевике Кристофера Нолана «Довод» (2020), где фигурирует 73-метровая Planet Nine (2018) ледового класса, принадлежащая русскому олигарху Андрею Сатору, его сыграл Кеннет Брана.

Что же отличает La Datcha от всех других современных эксплореров? 77-метровый морской внедорожник обладает рекордным набором оборудования для путешествия в любой точке земного шара. Например, не одним, как у большинства эксплореров, а двумя вертолетами. «Одного вертолета достаточно, когда ты путешествуешь вдоль знакомых берегов, – объясняет Олег Тиньков. – Однако, когда ты оказывается на heli-ski где-нибудь в заснеженных горах, откуда до ближайшего аэропорта лететь 10 часов, а у твоего вертолета ломается двигатель, ты понимаешь, что спасти тебя может только второй вертолет».

Помимо двух вертолетов (они, кстати, оборудованы собственной системой дозаправки на борту) на яхте находятся 2 снегохода, 4 гидроцикла, лодка для дайвинга, мини-субмарина, декомпрессионная камера и VIP-тендер для гостей, спроектированный морскими архитекторами Azure Naval Architects, им же принадлежит авторство надежного корпуса La Datcha.

«Владельцу обычной суперъяхты для размещения всего этого, включая дополнительный запас горючего, потребовалось бы дополнительное судно сопровождения (Support Vessel)», – считает Павлова из Burgess.

«Мир так велик, а наша жизнь так коротка, что надо стремиться исследовать его настолько, насколько это возможно», – признался Тиньков в разговоре с Роуз Дамен, управляющим директором Damen Yachting, когда 4 июня 2019 года приехал на Damen Shipyards Galati на Дунае, чтобы увидеть, как спускается на воду корпус его яхты. Тогда, в разговоре с наследницей империи Damen, Тиньков упомянул, что только вернулся из путешествия в Гренландию, где имел возможность увидеть белых медведей и арктические льды, и это лишь раззадорило его аппетит.

С Дуная корпус эксплорера был транспортирован в святая святых голландского судостроения – Флиссенген, где яхта была достроена в соответствии с высочайшими стандартами Северной Европы и в сентябре 2020 года прошла морские испытания в Северном море. А оттуда двинулась в кругосветку, которая, конечно же, началась со столицы мирового яхтинга Монако. Далее яхту ждут вполне экзотические маршруты.

Одной из главных характеристик настоящего эксплорера, безусловно, является дальность хода. У La Datcha она составляет 6000 морских миль на круизной скорости 14,5 узла. Расширенные топливные баки, система сбора мусора и вместительные холодильники обеспечивают автономное плавание в течение 40 дней.

Стоимость недельного пребывания на яхте начинается от 750 000 евро. На борту шесть роскошных кают для 12 гостей, за их удобством следят 25 членов экипажа. Важная изюминка – наличие двух равноценных мастер-сьютов и двух VIP-кают. По мнению Ирины Благодырь, главы российского представительства Bluewater, это существенное преимущество. «Многие захотят разделить приключение с друзьями, – комментирует брокер, – и если два партнера возьмут яхту в аренду, не возникнет острых ситуаций «раздела территории».

La Datcha спроектирована так, что на борту найдется место всем, включая гидов, пилотов вертолетов и инструкторов по дайвингу. В создании линейки SeaXplorer принимала участие компания EYOS Expeditions с огромным опытом путешествия в отдаленные уголки мира – и все планировки сделаны с учетом прошлых экспедиций. Как свидетельствует сайт компании, в общей сложности эксперты EYOS внесли 150 предложений: от формы корпуса и планировки капитанского мостика до системы спуска на воду тендеров. Впрочем, по словам капитана яхты Алистера Рейда, Олег Тиньков, планируя La Datcha, во всем стремился дойти до сути и внес свой вклад в каждый ключевой элемент.

Роскошным интерьером судна с огромными панорамными окнами занимался российский дизайнер Василий Шприц из Санкт-Петербурга. Он же отвечал за интерьеры домов, входящих в Tinkoff Collection по всему миру. По словам Дарьи Тиньковой, директора по маркетингу и продажам La Datcha, у Василия каждый раз получается вдохнуть в проект частичку русской души.

Концепция La Datcha на суше существует с июня 2016 года, когда Олег Тиньков открыл два шале класса люкс под этим названием: на горнолыжном курорте Куршевель и в Валь-Торансе. В 2017-м и 2018-м к ним добавились дома в Форте-деи-Марми и Астрахани. Сейчас в коллекцию также входит дом в небольшом местечке Кабо-Сан-Лукас в мексиканской Нижней Калифорнии.

«Стоимость чартера на борту La Datcha, способная показаться высокой новичку, на самом деле абсолютно оправданна в глазах эксперта яхтенного рынка, – комментирует профессиональный чартерный капитан Крис Андреасон, консультант Romeo Foxtrot (член группы компаний The Superyacht Training Group) и специалист по безопасности на борту суперъяхт. – Эта цена вполне соответствует стоимости других новых суперъяхт в размере 77 м. При этом она оснащена огромным количеством водных игрушек, что редкость, и отправляется в те места, где мало суперъяхт. Эксклюзивность влияет на цену».

Для сравнения: стоимость недельной аренды 68-метровой Ragnar в Карибском море зимой составит 450 000 евро, правда, это цена без использования вертолета. Интересно, что на борту La Datcha наряду с традиционными элементами роскоши, как хаммам и два джакузи, имеется даже частный госпиталь – разумеется, как дань времени.

Чартерное расписание La Datcha спланировано на год вперед, и менеджментом эксплорера занимается английская брокерская компания Edmiston. Ходят слухи, что Билл Гейтс уже забронировал три недели на борту La Datcha, в особенности интересуясь Камчаткой, где яхта будет находиться весной и в начале лета 2021 года.

По словам Вилены Павловой из Burgess, на Камчатке у La Datcha, скорее всего, не будет конкурентов. «Дело не только в возможностях яхты, но и в том, что владелец зарезервировал лучших местных гидов и пилотов вертолетов на ближайшие три года вперед. Кроме них на борту будет вулканолог, он будет сопровождать гостей яхты в вылетах на вулканы Долины гейзеров. Днем гости смогут отправиться на рыбалку или охоту, а вечером их ждут увлекательные лекции о Камчатке в обсервационной каюте яхты».

А вот конец 2020 года, начало 2021 года и следующую весну ледокол проведет в теплых водах – на Сейшелах, Мадагаскаре, Мальдивах и в Папуа – Новой Гвинее. Того, кто умеет быстро принимать решения, ждет сюрприз: возможность встретить Рождество и Новый, 2021 год на борту La Datcha на Сейшелах.

Читайте также