Цветовая палитра 2021 года: прогнозы

В одежде и в дизайне интерьеров будут преобладать цвета надежды, уверены эксперты

То, какими цветами мы окружаем себя, – не прихоть дизайнеров одежды или производителей тканей, интерьерных дизайнеров или футурологов. Это реальность, обусловленная множеством факторов нашей жизни – тем, какие сериалы мы смотрим, какие политические баталии происходят в мире, какие философские концепции захватывают наши мысли. 

В последние годы аналитики моды часто говорят, что базового набора модных цветов (как и принтов или фасонов) больше не существует, что в моде царят разнообразие и полная свобода самовыражения. Отчасти это так и есть, и больше нельзя безапелляционно утверждать, как это делали редакторы глянцевых журналов начала 2000-х, что в таком-то сезоне «в моде будет красный» или любой другой. 

Но все-таки ключевые тенденции продолжают отчетливо «проступать». И если в прошлом году было много трендо­образующих факторов, то в этом году в процессе определения тенденций 2021 года случилось так, что многообразие влияющих на выбор цвета жизненных аспектов было решительно вытеснено одним – пандемией. 

Покой и уют

Компания AkzoNobel ежегодно определяет ключевой цвет следующего года по итогам проведения полномасштабных исследований. И по мнению экспертов AkzoNobel, таким «успокаивающим» цветом станет в 2021 году оттенок «плодородная почва». 

«В 2020 году мы стали свидетелями беспрецедентных глобальных изменений. Переживания и тревоги, с которыми мы все столкнулись, стали настоящей проверкой нашего терпения и мужества. Наш дом в одночасье превратился в крепость, где пришлось укрыться. Вместе с тем мы заново открыли для себя доброту, великодушие, желание прийти на помощь. Мы поняли, насколько важны солидарность и взаимная поддержка. И поэтому ключевым на следующий год стал цвет, который прочно связан с такими понятиями, как «равновесие», «спокойствие» и «новые возможности», – говорит Хелен ван Гент, креативный директор Международного центра эстетики AkzoNobel.

«Когда все вокруг меняется и мир кажется нестабильным, мы хотим чувствовать твердую почву под ногами, – комментирует Хелен ван Гент. – Мы обращаемся душой к таким простым вещам, как природа, земля и уют семейного очага». 

Уют, спокойствие, умиротворение, тяга к землистым оттенкам в качестве защиты от мировых катаклизмов – этот социокультурный код стал для многих определяющим в выборе цвета.

«Успокаивающие тона можно использовать в общей цветовой схеме для создания ощущения кокона, безопасности, – рассуждает Дэвид Моттерсхед, британский колорист и владелец фабрики Little Greene. – Сегодня как никогда важно создать в доме расслабляющую обстановку, а нейтральные тона как раз дарят ощущение безмятежности. Цвета с землистыми оттенками в следующем году станут более популярными, чем когда-либо, еще и потому, что мы все больше взаимодействуем с окружающей средой».

Дэвиду Моттерсхеду вторит Патрик О’Доннелл, колорист, амбассадор производителя красок и обоев Farrow & Ball. «Произошел колоссальный сдвиг в сторону землистых оттенков, включая и экзотические. Социальная сфера оказывает большое влияние на цвет, поэтому особенно сейчас, когда мир кажется немного хаотичным и наши дома становятся местом не только для жизни, но и работы, мы ищем что-то знакомое, комфортное, в то же время вызывающее ностальгию».

Комфорт и уют в первую очередь ассоциируются с теплотой общения, с «дружественной» атмосферой. Поэтому в выборе главных цветов будущего года присутствует и понятие «тепла».

«Любопытно, что сейчас намного чаще люди стали обращать внимание на «скучные» вещи. Я видел, как люди экспериментировали с цветом и самостоятельно перекрашивали на карантине целые комнаты. И что точно отличает этот год и, возможно, следующий – это глобальный сдвиг в сторону теплых оттенков, которые создают уют и дарят тепло при длительном присутствии в доме», – говорит Алексей Елисеев, колорист, совладелец и генеральный директор компании Manders. 

Эту теплоту, нейтральность и натуральность, к слову сказать, можно уже наблюдать и на подиумах, на показах коллекций сезона весна-лето 2021 (Dior, Max Mara, Etro и др.). И модные дизайнеры в данном вопросе согласны с интерьерными. 

«Цвета в следующем году, скорее всего, будут утешающие, умиротворяющие, минеральные, с большим количеством полухроматов, нацеленные на медитативность и созерцательность, – говорит Ольга Панченко, глава бренда Paola Ray. – В моде будут все оттенки бежевого: от гривы льва, верблюжьей шерсти до оттенков золотой ржи, экрю, цвета прохладного раннего утра. Но также актуальными станут и оттенки вина или замороженных ягод, а также терракоты». 

Как и Панченко, Наталья Войнич, креативный директор и основатель бренда Le Journal Intime, говоря о «земельной» теме, подчеркивает, что востребованы будут не просто бежевый с коричневым, а замысловатые полутона, отражающие трудное время, в которое мы живем. «В следующем году будут актуальны сложные цвета. Слегка запыленные, не ярко выраженные оттенки серо-графитового, бежево-зеленого, желто-травяного.

Особое значение приобретет розовый – это новый красный. С одной стороны, он символизирует признание некой слабости и уязвимости, а с другой – демонстрирует смелость признать это, – рассуждает Войнич. – Одна из причин смешивания чистых оттенков в сложные, конечно, карантин. Вынужденная длительная самоизоляция приводит к «голоду», в том числе и визуальному. Как после монохромной зимы мы ждем пробуждения природы с ее запахами, вкусами и крас­ками, так и после изоляции хочется свежих ощущений, более изысканных и художественных».

Голубой экран

Продолжая тему успокоения, дизайнеры помимо «земельной» гаммы отмечают еще один утешающий цвет – голубой, дополненный зеленым спектром. 

«Комфорт, индивидуальность – это ключевые слова в том новом мире, в каком мы живем сейчас. Цвет, символизирующий эту философию, может быть, конечно, выбран любой, но для меня лично – это оттенки голубого и зеленого во всех вариантах», – говорит Триша Гилд, основатель и креативный директор Designers Guild.

Зелень и оттенки голубого отсылают, как и земельные тона, к теме экологии, которая в 2019 году была основным движущим фактором в определении актуальности палитры. Но также голубые тона – это цвет излучений от гаджетов – Blue Light. И поэтому тяга к этим оттенкам подкрепляется еще и таким трендом, как диджитализация. 

«Сейчас актуальны два противоположных направления: первое – про натуральность и экологичность, второе – про уход в диджитал. Лондонское агентство WGSN, например, считает главным цветом 2021 года природный бирюзовый, или цвет воды. Он же актуализируется по причине своей диджитализации — напоминает цвет компьютерного экрана, – объясняет дизайнер моды Алена Ахмадуллина. – Под эту же категорию подпадают и другие цвета из онлайн-формата: лимонный сорбет, малахитово-зеленый, пламенный – позитивные, максималь­но насыщенные».

Ярче, веселее

Яркие цвета – большая тема, представленная главным образом на подиуме (Kenzo, Versace, Valentino, Prada, Dolce & Gabbana), словно в пику натуральности и успокоенности.

«После долгого периода всеобщей самоизоляции людям хочется больше активной жизни, движений и впечатлений. Поэтому сдержанную гамму дополнят насыщенные оттенки оранжевого, красного, неонового голубого», – считает Светлана Сильваши, основательница и дизайнер бренда Silvashi. 

Надо сказать, что идею броских радостных цветов развивают и аналитики Института цвета Pantone. «Несмотря на то что мы окружены неопределенностью, цвета весны-лета 2021 года подчеркивают нашу потребность погрузиться в мир, характеризующийся четкими цветами, отражающими надежду и оптимизм», – говорит Леатрис Эйсман, исполнительный директор Института цвета Pantone. 

И все же какая из палитр, земельно-успокаивающая или яркая, станет преобладающей, будет понятно позже. А пока ясно лишь одно: возможны разные сценарии.

«Я вижу два сценария развития ситуации: позитивный и «негативный». Ведь мода – это совокупность социальных, политических процессов, ценностей и вкусов, принятых главенствующими в конкретной группе в определенный промежуток времени, – рассуждает Евгения Легкодымова, основательница Laroom. – «Негативный» сценарий (с преобладанием стиля милитари, с песочными и зеленоватыми оттенками, с хаки и черным) победит, если продолжится обострение политической ситуации на Ближнем Востоке, если возрастет давление мирового кризиса, осложнятся международные политические процессы, ухудшится ситуация с пандемией... Но надеюсь, что все-таки нас ждет позитивный сценарий».

Как правило, после мировых кризисов женщины начинают всячески привлекать внимание сильного пола, облачаясь в самые женственные и порой откровенные наряды, продолжает Легкодымова.

«Так было после наполеоновских войн в 1812 году, когда в моду вошли прозрачные муслиновые платья с глубоким декольте в нежных цветовых решениях. Так было и в 1947-м, когда Кристиан Диор создал утонченный женственный силуэт New Look, сделал плечи более покатыми, подчеркнув линию талии и линию груди. После кризисов мода «расслабится». И, соответственно, набор сезонных оттенков будет представлен в самом позитивном ключе – теплые тональности, мягкие, светлые и нежные».

А Александра Калошина, основатель Solstudio Textile Group и бренда Radical Chic, убеждена, что обе тенденции будут спокойно сосуществовать. «Среди главных цветов 2021 года мы хотим выделить синий в оттенках navy и кобальта, как на знаменитом узоре «кобальтовая сетка» Императорского фарфорового завода. Второй по важности цвет – насыщенный розовый. Дополнят гамму фиолетовый и кроваво-красный», – отмечает она.

В противовес этой тенденции, по мнению Калошиной, идут потертость деграде; иллюзии атмосферных осадков, сквозь которые виден цвет; цвета, которые возникают при имитировании ручного крашения, когда цвет растекается произвольными пятнами; имитации состаренных поверхностей. 

И уже за всем этим, по мнению эксперта, стоит осознанное отношение к нашей жизни, процесс, который ускорил COVID-19: «Желание жить в четком соответствии с правилами sustainability и циркуляционной экономики. И это, пожалуй, начало важного глобального тренда, который в будущем сильно повлияет, среди прочего, и на цвет».  

Читайте также