Авторы сумки Lady Dior – художники из России!

Знакомьтесь: Георгий Кузнецов и Андрей Блохин из группы Recycle

Четыре года назад во французском Доме Dior решили, что самая известная в его истории женская сумка Lady Dior имеет потенциал стать не просто удобным элегантным аксессуаром, но еще и арт-объектом. Ее универсальная квадратная форма и стеганая поверхность представлялись идеальным холстом для творческого самовыражения – так родился необычный проект Dior Lady Art. 

За прошедшие четыре года несколько десятков талантливых художников со всего мира приложили руку к тому, чтобы преобразить сумку в своем авторском стиле, а в ателье Dior исполняли непривычно сложные элементы декора и отделки в самых различных традиционных и инновационных техниках. В результате все выпущенные ограниченным количеством версии Dior Lady Art становились объектом коллекционирования, как и положено предмету искусства, пусть и утилитарного характера. 

В нынешнем году проект Dior Lady Art состоялся уже в пятый раз. И вот впервые среди тех десяти художников, кто был приглашен преобразить знаковую сумку, появились русские имена – Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, которые работают в дуэте под названием Recycle. Но самым интригующим в этой премьере реального аксессуара является тот факт, что Блохин и Кузнецов уже давно, c 2011 года, сотрудничают с Домом Dior и прекрасно знакомы с его эстетикой. Просто до настоящего времени это сотрудничество происходило только в рамках многочисленных арт-выставок, которые Дом регулярно устраивает по миру, предлагая зрителю по-новому взглянуть на свое наследие и включая их в современный контекст в том числе через свежий взгляд художников. 

Именно таким образом в 2011 году группа Recycle попала в поле зрения команды Дома, когда та готовила в Москве выставку-ретроспективу «Диор: под знаком искусства» в ГМИИ им. А. С. Пушкина и искала талантливых российских художников, которые бы интерпретировали коды Dior в своем авторском стиле. В их число и попали Recycle, тогда уже восходящие звезды отечественной арт-сцены. 

Оба, Блохин и Кузнецов, родились в семье художников, первый – в Краснодаре, второй – в Ставрополе, а затем вместе учились в Художественно-промышленной академии при Краснодарском государственном институте культуры. В 2008 году первая персональная выставка Блохина и Кузнецова прошла в Москве, в Центре современного искусства М’АРС, называлась она Recycle, и с тех пор художники работают под этим именем.

Их размышления о местоположении индивидуума в постиндустриальном обществе (с прямыми отсылами к актуальной теме переработки продуктов жизнедеятельности человека и его диалога с природой как с высшим разумом) вылились во множество любопытных проектов. В них художники, разумеется, использовали материалы, предполагающие этот самый recycle, или переработку: пластик, полиэтилен, винил... Со временем угол художественного зрения Recycle трансформировался и расширялся в сторону тем, которые так или иначе соприкасались с первоначальной концепцией, в том числе и взаимодействия человека и цифровой машины, как в настоящее время. 

Уже через два года после первого успеха, в 2010-м, Recycle стали призерами в номинации «Молодой художник. Проект года» премии Кандинского за свой проект Reverse; участвовали в многочисленных выставках во Франции, Великобритании, США и Бельгии; не раз были героями Венецианской биеналле, а в 2017 и 2018 годах входили в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART... И параллельно принимали участие в художественных проектах Dior, создавая для Дома резонансные арт-объекты. 

Интересно, что для той выставки в ГМИИ художники выбрали в качестве объекта для преображения именно сумку Lady Dior. Этот «артефакт дня сегодняшнего», как назвал его Кузнецов, так понравился представителям Дома, что Recycle сразу пригласили к участию в следующей выставке Lady Dior As Seen By, уже целиком посвященной узкой теме артистического видения знаковой сумки. Тогда объект Recycle, словно бы «взорвавшаяся» изнутри сумка из резины, побывал в Токио, Сан-Паулу, Милане, Пекине и Шанхае. Затем была оригинальная «дышащая» сумка Lady Dior, а также монументальные, застывшие в камне флакон духов J’Adore или жакет Bar, но это все уже иные истории.

В итоге за девять лет сумка Lady Dior под эгидой Recycle прошла эволюционный путь от выставленного в музее окаменевшего арт-объекта из бетона, «дышащей» сумки из технологичной сетки и сумки из прозрачного пластика до реального аксессуара из кожи, который можно приобрести в бутиках. «Мы всегда старались соблюдать баланс между нашим авторским видением и эстетикой Dior, – рассказывает Андрей Блохин. – Но если объект «культурного слоя» выражается в свободной художественной форме, то в случае с носибельной сумкой мы должны были изначально воспринимать ее строго соотносительно телу человека».

Recycle признаются, что создание подобного и реального женского аксессуара стало для них более сложной, но одновременно невероятно интересной задачей. «Чем больше у художника рамок, тем интереснее пытаться их раздвинуть, оставаясь при этом в строгих границах», – рассуждает Кузнецов. 

В итоге эти рассуждения привели к четкому видению того, как художники хотят представить сумку Lady Dior: «Мы попытались запечатлеть процесс перехода материала из цифрового пространства в физическое. Зафиксировать некое промежуточное состояние его трансформации – так что на поверхности сумки можно видеть преломление пространства, некий оживший и одновременно застывший экран, через который произошел этот переход из одной реальности в другую», – поясняет концепцию Блохин.

Это необычное состояние пространственного перехода отображено в Lady Dior в самом традиционном материале – коже, что стало неожиданностью даже для самих Recycle, которые привыкли работать с искусственными инновационными материалами. 

Мы попытались запечатлеть процесс перехода материала из цифрового пространства в физическое

«В техническом отделе Dior работают суперпрофессионалы! Мы послали им по электронной почте свои эскизы, а также список желаемых технологий вроде вакуумной термоформовки пластика или нанесения светящейся пленки, в которых мы хотели бы осуществить свои идеи. И уже на следующей встрече увидели готовые образцы во всех возможных материалах, с помощью которых можно передать задуманный нами эффект. То есть это был двусторонний продуктивный творческий диалог и процесс с командой Dior, – рассказывает Георгий Кузнецов. – Но как только мы все увидели верcию сумки в особым образом простроченной коже, то в ту же минуту единогласно произнесли: эта! Получилась абсолютно узнаваемая знаковая вещь, но с орнаментом каннаж в принципиально новом, трансформированном состоянии. Это визуальная обманка, созданная концептуальным видением Recycle и методом высочайшего мастерства Dior». 

«Но если совсем уж откровенно, все девять лет мы так рьяно «портили» разные объекты Dior ради художественного эффекта своих произведений, что давно уже было пора заняться чистым созиданием и создать полноценный, физический аксессуар», – подытоживает Блохин участие Recycle в проекте Lady Art Dior.  

Читайте также