С царского стола: напиток с «русским следом»

Как стараниями семьи Родерер шампанское обрело особую связь с высшим обществом

Русский след» в штаб-квартире фамильного Дома вин Louis Roederer выглядит как внушительный бронзовый бюст императора Александра II. Именно к его столу компания создала непревзойденный напиток – легендарный Cristal, за что позже царь Николай II сделает ее поставщиком императорского двора. С тех пор и по сей день шампанское под маркой Louis Roederer остается синонимом качества и избранности, а преемственности династии Родерер могут позавидовать даже царские фамилии.

Во главе семейного бизнеса ныне стоит представитель седьмого поколения – месье Фредерик Рузо. Среди его заслуг – обширная деятельность Fondation Louis Roederer, эффектное арт-партнерство с дизайнером Филиппом Старком, выпуск Louis Roederer Brut Nature (шампанского без добавления дозажа), коллекционных миллезимов Cristal Vinothèque и многое другое. 

С конца XVIII века каждый член семьи Родерер вносил свою лепту в процветание общего бизнеса. Немаловажным фактором успеха оказался наследственный дар коммерческого предвидения. В 30–40-х годах XIX века, когда в Реймсе большинство компаний скупали дешевый виноград у производителей, Луи Родерер начал приобретать лучшие земли в гран крю Шампани. Это были долгосрочные инвестиции, ведь первоначально затраты на эксплуатацию земель превышали стоимость винограда. 

Странный шаг Луи оказался стратегически продуманным: компания овладела лучшими землями, взяла под контроль все этапы производства и могла гарантировать наивысшее качество. Это решение предопределило всю будущую деятельность Louis Roederer, элитарность ее продукции, а последующие поколения семьи получили в наследство «особую, почти мистическую связь с природой», говорит Рузо. 

Правильная коммерческая стратегия приносила плоды, география и объемы поставок шампанского увеличивались, а в 70-х годах XIX века среди лидеров потребления оказались Россия и Америка. «Наше присутствие в России было столь велико, что Louis Roederer и шампанское стали синонимами», – с воодушевлением рассказывает владелец семейного бизнеса. 

Главным же достижением компании, во многом определившим ее дальнейшую историю, стал успех при императорском дворе, благо Александр II был большим знатоком и любителем шампанского. «Хотя императорский заказ был невелик (кажется, всего 10 000 бутылок), мой предок Луи Родерер II постарался собрать самые лучшие ингредиенты», – рассказывает Фредерик Рузо.

Вскоре стало понятно, что исключительный напиток не может быть преподнесен императору в обычной бутылке зеленого стекла. У Родерера возникла гениальная идея – сделать бутылку прозрачной, из хрусталя и вдобавок с плоским дном. Как назвать новое шампанское, было очевидно – Cristal (т. е. по-французски «хрусталь» или «кристалл»).

«За столом российского императора Cristal разливали из бутылки, завернутой в столовое полотенце. Этикетка была не видна, поэтому приглашенные недоумевали, что это за шампанское и почему оно в прозрачной бутылке. Удивленным гостям с гордостью показывали Cristal и объясняли, что это шампанское специально изготовлено для Александра II», – проясняет исторические детали Фредерик Рузо. 

После Октябрьской революции российский рынок для Луи Родерера был потерян. Кюве Cristal стал доступен для всеобщей продажи, но не утратил престижа и императорских традиций. Благородство и былую связь с российским двором подчеркивает изображение на бутылке Cristal двуглавого орла. 

В 30-х годах XX века управление семейным делом легло на хрупкие женские плечи вдовствующей Камиллы Родерер, сумевшей вопреки всем невзгодам развить деятельность компании. Она передала фамильный бизнес отцу Фредерика, не только расширившему дело вне традиционного шампанского региона, но и начавшему деятельность за пределами Франции. Так у компании появился бизнес в США (в Калифорнии – Roederer Estate и Scharffenberger), Португалии (в Порту – Ramos Pinto); частью Louis Roederer стали шампанский Дом Deutz, винодельческие хозяйства Chateau Pichon Longueville Comtesse de Lalande в Бордо, Domaines Ott в Провансе и др.

Но и «царское прошлое» не забыто, и время от времени компания радует чем-то эксклюзивным и вневременным: к концу этого года в продажу поступит Cristal 20-летней выдержки – белый и розовый Cristal Vinotheque урожая 1999 года.  

Читайте также