Van Cleef & Arpels дал урок танца на часах

Сюжет балета «Драгоценности» – на циферблате Lady Arpels Ballerines Musicales

Занавес в россыпи бриллиантов медленно открывается под мелодичный перелив музыки, и перед зрителем предстают танцовщицы, исполняющие один из актов балета «Драгоценности». Именно такая сценка разворачивается на циферблате новых часов Lady Arpels Ballerines Musicales, которые виртуозно исполнили мастера французского Дома Van Cleef & Arpels.

Сюжет для этой механической и художественной анимации на запястье, разумеется, выбран не случайно – вот уже несколько десятилетий история Дома и сюжеты его творений теснейшим образом связаны с искусством танца, и в особенности с балетом «Драгоценности». 

Согласно красивой легенде, в середине 1960-х годов великий балетмейстер Джордж Баланчин, классик американской и мировой хореографии, выпускник Императорской балетной школы в Санкт-Петербурге, эмигрировавший из СССР в 1924 году, проходил мимо бутика Van Cleef & Arpels в Нью-Йорке на 5-й авеню – и застыл перед витриной, завороженный сиянием выставленных в ней творений. И якобы именно этот случай послужил импульсом к рождению «Драгоценностей», едва ли не самого известного из всех 425 балетов Баланчина. 

На самом деле Баланчин был знаком с Van Cleef & Arpels еще с середины 40-х – для своей второй жены, немецкой балерины Веры Зориной, в 1944 году хореограф заказал у Дома брошь-танцовщицу, которая и осталась в истории под названием Zorina. Так что фигурка в арабеске из платины с пачкой, украшенной сапфирами и бриллиантами, связывала Баланчина с Van Cleef & Arpels как минимум на двадцать лет раньше легендарной встречи. А с Клодом Арпельсом, племянником Луи, возглавившим американский филиал после того, как его дядя Пьер вернулся обратно во Францию, Баланчин познакомился в середине 50-х, в гостях у общего друга скрипача Натана Мильштейна. Так что, скорее всего, именно Клод специально пригласил Баланчина заглянуть на Пятую авеню и «случайность» была закономерна. 

Так или иначе, результатом знакомства двух талантливых личностей стала невероятно удачная идея постановки балета, в котором бы танец «мерцал и переливался, подобно свету, играющему на гранях изумрудов, рубинов и бриллиантов в творениях Van Cleef & Arpels». В апреле 1967 года Баланчин перевел свои впечатления в три одноактных балета под общим названием «Драгоценности», который исполнил возглавляемый им New York City Ballet. В основу художественного оформления трехактного балета легли три цвета: зеленый – для партии «Изумруды», красный – для «Рубинов» и белый – для «Бриллиантов». 

Именно эти три акта теперь впервые изображены на циферблатах трех новых моделей часов Lady Arpels Ballerines Musicales. Более того, балетные па здесь также впервые сочетаются с музыкой: часы являются еще музыкальной шкатулкой с карильоном – и данный факт усиливает эффект происходящего на запястье действа. 

Художники-миниатюристы и ювелиры Дома создали на циферблате трехмерную композицию в виде театральной сцены: ее верхняя, инкрустированная паве из бриллиантов часть изображает сияющую люстру и роскошный парадный занавес. Ниже в технике ручной миниатюрной живописи созданы уже декорации и занавес самого спектакля «Драгоценности» и сцена, на которой застыли в танце изящные фигурки балерин. В вариации модели Lady Arpels Ballerine Musicale Rubis, или акта «Рубины», исполненной в оттенках красного, танцовщиц – две, точно так же как и в модели Lady Arpels Ballerine Musicale Émeraude, он же запечатленный акт «Изумруды», а вот в третьей модели, Lady Arpels Ballerine Musicale Diamant, или в акте «Бриллианты», – парящих на синем фоне фигурок уже три. 

Но аллюзия на балет «Драгоценности» не ограничивается лишь изображением одного из трех актов балета. Поскольку часы являются частью коллекции Poetic Complications, то в них заключен технический трюк, обеспечивающий «волшебство» изображенного. Благодаря сложному механизму часов обладающий ими может привести в движение анимированный модуль, и тогда занавес открывается, начинает звучать мелодия и взору предстают балерины в пачках на ярком фоне, затем диск движется и одна сценка сменяет другую – так создается иллюзия танца. 

С помощью инновационного совершенства механизма карильона и музыкальной шкатулки часы воспроизводят те же классические произведения, что и в реальном балете: ораторию «Пеллеас и Мелизанда» Габриеля Форе в «Изумрудах», Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского в «Рубинах» и Симфонию No 3 Петра Чайковского в «Бриллиантах».

Музыкальная шкатулка оснащена 10-зубчатым гребнем, для игры на котором используются выступы, размещенные на внутренней стороне вращающегося диска анимационного модуля. Дополнительные ноты воспроизводятся четырьмя гонгами карильона и четырьмя молоточками. Чтобы 20–25-секундные мелодии звучали кристально чисто, оба инструмента прошли тщательную настройку, сродни настройке фортепиано. Для того чтобы соблюсти ритм каждой композиции, используется центробежный регулирующий механизм: он поддерживает постоянную скорость, вне зависимости от напряжения в барабане анимационного модуля. Таким образом любая композиция может проигрываться три раза подряд и обладает глубоким звучанием мелодии со всеми ее гармоническими сочетаниями. Запустить этот завораживающий танец можно по собственному желанию – с помощью лишь нижней заводной головки.

На воссоздание сцен из балета Джорджа Баланчина на циферблате часов Van Cleef & Arpels потребовалось десять лет

Повествование из мира танца продолжается и на задней крышке корпуса: на нее в технике гравировки нанесено барельефное изображение балерины, танцующей перед бутиком Van Cleef & Arpels на Пятой авеню в Нью-Йорке, где в 1966 году состоялась знаковая встреча Клода Арпельса и Джорджа Баланчина и родилась идея балета «Драгоценности». 

А вот идея воплощения этого балета на циферблате возникла в Van Cleef & Arpels более десяти лет назад – семь лет из них потребовалось инженерам и часовщикам Дома на разработку и реализацию калибра с ручным подзаводом, приводящего в действие по требованию и анимированный модуль, и карильон с музыкальной шкатулкой. Более того, мастера дополнили часы еще функцией ретроградной индикации времени: в верхней части, над бриллиантовым занавесом, расположена 12-часовая шкала – время на ней указывает золотая звездочка, символизирующая звезд Парижской оперы.

Чарующий мир балета и оформлен соответствующим образом: каждые часы помещены в шкатулку с мозаикой маркетри из древесины и грецкого ореха, созданной в партнерстве с мастерами струнных инструментов и специалистами по акустике. Так что она является еще и резонатором. В комплект также входит дополнительный электронный усилитель для создания особенного звучания.  

Читайте также