Секрет ювелиров Фаберже

Рассказывает камнерез Патрик Дрейер

Идар-Оберштайн – живописный городок, с незапамятных времен занятый добычей и обработкой драгоценных и полудрагоценных камней, найденных тут же, в местных горах массива Хундсрюк («Собачья спина»).

Жанра, прославившего Карла Фаберже, чье имя тут пор помнят и чтят: «Фаберже для нас – это вишенка на торте», – шутит Патрик Дрейер, мастер в тринадцатом поколении и владелец семейной камнерезной мастерской. В конце XIX века его прадед Герман выполнял заказы для петербургской фирмы: «Все свои дела Фаберже вел через семью Штерн, с которой сошелся, учась во Франкфурте, – рассказывает Дрейер. – Через Штернов мой прапрадед получал заказы из России и им же передавал готовые работы. Мой прадед знал все тонкости резьбы по камню, Фаберже – все нюансы и предпочтения своей великосветской клиентуры. Лучшего симбиоза было не найти».

Специальным курьером из Петербурга во Франкфурт, а оттуда – в Оберштайн доставлялись гипсовые модели. Иногда к ним прилагалось описание того, чего именно ждал ювелир от камнереза, – цвет и фактура камня, декоративные элементы и вставки. Последнее слово, однако, оставалось за мастером, работавшим самостоятельно, без надзора заказчика: «все строилось на профессионализме и уважении авторского видения и почерка».

Имя Фаберже – и радость и печаль мастеров из Оберштайна: размещая заказы в камнерезных мастерских, дома высокой ювелирной моды продавали драгоценности под своими брендами. Дилеры стремились привязать мастеров многолетними контрактами и обязательствами, лишая их самостоятельности, шанса создать собственный бренд: «Никто не должен был знать о том, что, к примеру, агатовый мишка, купленный на Нью-Бондстрит в лондонском Asprey, родился в Бразилии, но сгодился в Идар-Обрештайне. На камнях не ставят клейма», – сетует мой собеседник.

Издавший в 2018 году альбом, посвященный четырем поколениям своей семьи, – Dreher Carvings: Gemstone Animals from Idar-Oberstein – Дрейер занят популяризацией камнерезного ювелирного мастерства как самостоятельного, «самодостаточного» скульптурного жанра, вобравшего в себя лучшие традиции европейской и азиатской пластики.

Запланированная на следующий год уже вторая по счету выставка из произведений семьи Дрейер в престижнейшем Музее естественных наук в техасском Хьюстоне обещает стать событием года не только для него самого, но и для всех фанов камнерезного искусства. «В отличие от собирателей живописи или антиквариата мои клиенты не любят публичности, – подчеркивает мой собеседник. – Хьюстон станет отличным поводом объединить несколько частных коллекций и показать работы, не выставлявшиеся по 30-40 лет».

«Каждая фигурка – это попытка проникнуть вглубь материала, передать его индивидуальность, раскрыть внутреннюю структуру, – комментирует Дрейер, расставляя на столе фигурки из семейной коллекции. – Аметист монотонен, легко поддается обработке, идеален для сложных поверхностей, аккуратно передает текстуру меха. А вот кристаллы гелиодора (его император Вильгельм сравнивал с цветом мозельского вина) славятся чистотой и прозрачностью, они хороши для фигурок птиц. Агат идеален для сложных, многоцветных и многоплановых, компактных композиций, динамичных и ярких – его особенно любят мыши и лягушки; любят они и многоцветные турмалины. Яшма подходит для фигурок побольше, с лаконичными формами и поверхностями, позволяющими показать естественную красоту и фактуру камня, – медведей, слонов, гиппопотамов».

Зверинец Дрейера поражает не только разнообразием, но и качеством проработки, «прочувствованности» каждой складки – кожи, шкуры, перьев. Камень словно плавится в руках скульптора, уступая силе воображения.

На стене – фотографии столетней давности: верстак, инструменты, заготовка, над которой склонился мастер. «Это летняя кухня, – рассказывает Патрик Дрейер. – Рядом стоял обеденный стол, по вечерам тут собиралась вся семья». Жизнь, быт вертелись вокруг ремесла, навыки которого дети впитывали с молоком матери. «Не было разделения на работу и свободное время, занятия взрослых и детские игры. Все на виду, ничего не спрячешь не утаишь».

Умение хранить тайны – залог успеха в бизнесе, но двери семейной мастерской открыты для посетителей, студентов, коллекционеров. Мастер на все руки, Патрик не боится ни перемен, ни конкурентов, с удовольствием общается с прессой и, несмотря на пандемию, строит планы на будущее: «Камни не лгут, не изменяют и не выходят в тираж. Как и настоящие мужчины», – смеется Дрейер.

Читайте также