Запросто, без галстуков

Пандемия повлияла и на мужскую моду

Тренд на смешение спортивного и бизнес-стиля начался еще до локдауна, но вынужденный переход многих офисных сотрудников на удаленную работу лишь усилил эту тенденцию. В осенне-зимних коллекциях и в коллекциях приближающегося весенне-летнего сезона 2021 наблюдается много комфортной одежды в стиле кэжуал, причем даже у брендов, традиционно работающих в строгом формальном стиле, таких как Canali, Brioni, Pal Zileri, Boggi Milano. А вдохновением для рекламных кампаний теперь служит обычная домашняя обстановка, как, например, в рекламной съемке фотографа Ника Найта для Fendi (сезон весна-лето 2021). 

«Акцент на практичных комфортных вещах мы сделали еще в осенне-зимнем сезоне, представив концепцию гардероба Effortless Attitude – «непринужденный подход», – рассказывает Марко Санавия, глава Forall Confezioni S.p.A., владеющей брендом Pal Zileri. – Переход на smart working повысил интерес к повседневной одежде. Мужчины теперь предпочитают более расслабленный стиль». 

Дизайнеры бренда Boggi Milano также разработали новую концепцию гардероба и назвали ее B Evolution. «Мы создали умную, функциональную одежду, в которой учитываются повседневные нужды, требования времени в сочетании с элегантностью. Пандемия не отменила стремление хорошо одеваться. Это и раньше было частью нашей философии, а теперь, получается, мы попали в тренд», – делится Евгений Колмыков, представитель бренда Boggi Milano в России.

Новый тренд подтверждают и цифры продаж. Ритейлеры отмечают, что мужчины не стали меньше покупать одежду, просто чуть переориентировались на другое. «В 2020 году продажи на Lamoda в различных мужских категориях даже показали рост по сравнению с 2019 годом. Так, продажи мужской одежды в штуках в январе – ноябре этого года выросли на 31%, продажи обуви увеличились на 15%, а мужские аксессуары покупали на 18% активнее. Расходы на покупки товаров для мужчин также увеличились: в 2020 году покупатели потратили на мужскую одежду на 42% больше, чем годом ранее, – рассказывает Ирина Максимова, директор по развитию ключевых категорий онлайн-магазина Lamoda. – Оставаясь дома в период пандемии, мужчины предпочитали удобную одежду – как для отдыха, так и для работы на удаленке. Среди топ-20 популярных товаров сильнее всего выросли продажи спортивных костюмов (+76%), также серьезно увеличился спрос на спортивные брюки (+57%) и худи (+48%). Самой популярной покупкой для мужчин на нашем сайте в этом году стала футболка (+35%). Выросли расходы на джемперы (+33%) и кардиганы (+22%), на джинсы (+41%) и на многие другие категории, включая мужскую косметику». Производители также заметили изменения спроса. «Проанализировав наши продажи, мы видим, что мужчины стали чаще покупать базовые рубашки, – говорит гендиректор компании Retail Story Петр Гыскэ. – Это может быть связано с растущим трендом на разумное потребление: покупатели в первую очередь приобретают те товары, которые им действительно необходимы – основу гардероба, которую можно сочетать с другими уже имеющимися вещами. Раньше практически половину нашей аудитории составляли женщины, которые часто приобретали рубашки своим мужьям, сыновьям. Как правило, именно они инициировали походы по магазинам и примерки. С пандемией этот тренд пошел на спад, и сейчас мужчины покупают себе рубашки онлайн самостоятельно».

О стремлении потребителей сделать свой гардероб универсальным рассуждает и Марко Санавия из Pal Zileri. «Мы недавно открыли интернет-магазин и теперь можем следить за изменением вкусов клиентов. И похоже, сегодня мужчины предпочитают покупать универсальную одежду, которую они могут носить как на работе, так и дома. Мы заметили рост спроса на свитера, джемперы, полуспортивные брюки с завязками и прежде всего на поло, как с длинными, так и с короткими рукавами, которые, судя по всему, во многом заменили формальную рубашку, – говорит Санавия. – Впрочем, неизменным элементом мужского гардероба остается блейзер: он менее структурированный, чем костюмный пиджак, его как раз можно сочетать с поло или с рубашкой из джерси». 

В компании D’S Damat также отмечают, что многие клиенты перестали охотно покупать костюмы даже во время распродаж. «Теперь они больше склонны к покупкам расслабленных образов: футболки, шорты, casual-брюки, немнущиеся костюмы и рубашки. В этом году спрос на удобную одежду увеличился на 28%, – комментирует Эмиль Оруджлу, генеральный директор D’S Damat в России. – Считаю, что формат удаленной работы будет с нами даже после окончания пандемии. Такая схема работы сохранится надолго – конечно, не в таких масштабах, как сейчас, но все же. Пафосные образы со смокингами и лакированной обувью остались в прошлом. Даже образы на свадьбу все чаще выбирают «расслабленные» – в стиле бохо в сочетании с удобной обувью». И действительно, в весенне-летних коллекциях классических костюмов представлено мало, а вот вариантов, как носить блейзеры с разноцветными брюками или с джинсами, предостаточно (например, у Emporio Armani, Louis Vuitton, Kiton). Во многих коллекциях дизайнеры предлагают заменить пиджаки на рубашки – носить их поверх маек или даже других рубашек! Полосатые блейзеры-рубашки встречаются у Hermes и у Paul Smith, c большими накладными карманами – у Brioni, однотонные с короткими рукавами – у Neil Barrett. А в Canali даже придумали актуальному предмету название – Shacket (гибрид рубашки и жакета – shirt и jacket). 

В некоторых коллекциях встречаются деконструированные пиджаки. Ermenegildo Zegna предлагает пиджак-куртку оверсайз с накладными гипербольшими карманами, Etro представляет вязаный пиджак-кардиган, Prada – пижамный жакет в японском стиле, Dior – пиджачную модель с шалью и без рукавов.

Сегодня мужчины предпочитают универсальную одежду, которую они могут носить и на работе, и дома

Несмотря на все послабления и креативные вариации, деловой дресс-код от нас никуда не денется. «Пандемия изменила многие наши привычки, однако нет никаких сомнений в том, что на важных международных встречах дресс-код остается формальным. И вообще, я думаю, люди устали видеть себя в зеркале в пижамах. Поэтому мы предложили клиентам классический стиль, но в «мягком» варианте – с кашемировыми тканями, с материалами из смеси кашемира и шелка», – говорит Никколо Риччи, CEO Stefano Ricci. Так же считают в Albione Russia, российской компании, специализирующейся на производстве костюмов. «Линия церемониальных костюмов понесла потери, так как снизилось количество торжественных событий. Тем не менее мужчины продолжают покупать костюмы-двойки и даже тройки. Сейчас большинство мужчин отдают предпочтение тонким тканям, в которых будет комфортно находиться дома, – говорит Андрей Билиенко, CEO Albione Russia. – Несмотря на то что встречи и конференции преимущественно перенеслись в онлайн, деловой дресс-код не потерял своей актуальности, но претерпел изменения. В некоторых случаях появились послабления – допустимы только сорочка или рубашка без пиджака». Но главные изменения произошли не в гардеробе, а в головах, считает креативный директор бренда Bikkembergs Ли Вуд. «Вдруг оказалось, что гораздо важнее, как человек ведет себя на работе, а не то, как он одет. Менеджеру больше не нужен пиджак или галстук, чтобы показать свой высокий уровень. На первый план вышли другие способы самопрезентации и коммуникации».  

Читайте также