Как пройти в библиотеку ароматов

И почему мировое парфюмерное наследие хранят в Версале?

Тридцать лет назад французским парфюмерам пришла в голову оригинальная мысль – начать собирать все ароматы, когда-либо придуманные человечеством. Проект получил название Osmothèque (от греческих слов «osme» – аромат и «theque» – хранилище) и прописку на территории парфюмерной школы ISIPCA (французского национального Института духов, косметики и пищевых ароматов) в Версале.

С тех пор коллекция уже превысила 4000 наименований, среди которых как существующие парфюмерные композиции, так и вышедшие из обихода или утраченные. К последним, например, относятся королевские персидские духи I века нашей эры, а также одеколон, которым пользовался император Наполеон Бонапарт во время ссылки на остров Святой Елены (это самый дорогой аромат в мире, созданный парфюмерами Jean Patou).

Система функционирования музея предполагает непрерывное накопление ольфактивных артефактов и этим напоминает библиотечный принцип. Кропотливым сбором научной информации, классификацией парфюмов, сохранением образцов, лабораторными исследованиями и регулярным проведением конференций во Франции и по всему миру занимается группа профессионалов, работающая на добровольных началах. 

Действующим президентом Осмотеки является парфюмер Тома Фонтен – лауреат престижной FIFI Awards, в послужном списке которого сотрудничество с такими легендарными домами, как Faberlic, Givenchy, Jean Patou, Molinard, Jean-Louis Scherrer. «Осмотека задумывалась ради сохранения парфюмерного наследия. Любой современный аромат станет редким или вообще исчезнет в недалеком будущем. Срок «жизни» парфюмов постоянно уменьшается, в настоящее время это около 2–3  лет. Мы стараемся не допустить исчезновения», – поясняет миссию сотрудников месье Фонтен. 

Деятельность Осмотеки сосредоточена в двух главных направлениях, это: охрана наследия и передача знаний. Компании и парфюмеры передают свои изобретения (формулы и ольфактивные композиции) в хранилище. Парфюмерные формулы находятся в банковском сейфе, доступ к которому строго ограничен, чем обеспечивается их сохранность и абсолютная секретность. Переданные Осмотеке духи и ароматы пополняют ее коллекцию и позволяют их авторам оставить свой след в истории. 

Все ольфактивные артефакты собраны в месте, условно называемом «cave», что в переводе с французского означает «подвал», по аналогии с традицией хранения вина. Однако в отличие от винного кава парфюмерное хранилище расположено не под землей, а просто в отдельной комнате со стоящими в несколько рядов холодильными шкафами. «В нашей коллекции, как ни странно это может показаться, мало гламурного, – комментирует Фонтен. – Ароматы помещены не в изысканные дизайнерские флаконы, а в небольшие емкости из светонепроницаемого непрозрачного стекла (наподобие лабораторных) и хранятся в холодильниках при постоянной температуре +12 ºС». 

Работники музея обязаны очень внимательно следить за состоянием и сохранностью веществ, проверять каждую из 4000 бутылочек не менее одного раза в два года. 

Свободный доступ к коллекции запрещен, приобрести или даже просто нанести аромат не получится

Впрочем, в cave Осмотеки собраны не только парфюмы, но и их ингредиенты, ибо, как объяснил мне Фонтен, «для воссоздания парфюма в идентичности необходимо использовать исходные материалы. Например, жасмин, с которым мы работаем для получения современных композиций, совсем не тот жасмин, что добавляли в духи ранее. Само растение прежнее, но поменялись методы его обработки, хотя в некоторых случаях и сами растения могут либо видоизменяться, либо уже являться исчезнувшими». 

Древний персидский парфюм I века нашей эры, наличием которого теперь так гордится коллекция, был воссоздан основателем хранилища парфюмером Жаном Керлео на основе текста Плиния Старшего и материалов археологичес­ких находок. Деятельность по возрождению утраченных ароматов ведется регулярно, при этом «задача – получить не условно похожий парфюм, а фактически идентичный оригиналу», подчеркивает президент Осмотеки. 

У Тома Фонтена, как у фокусника, для зашедшего гостя уготовано несколько беспроигрышных номеров. Из лотка с 50 маленькими непрозрачными бутылочками с наклейками на­именований он достает (показать мне!) один из самых скандальных ароматов начала прошлого столетия – Le Fruit Défendu парижского кутюрье Поля Пуаре. Вряд ли современному человеку удастся усмотреть что-то непристойное в названии «Запретный плод» или в дерзком и на удивление современном аромате духов с яркими нотками цитрусовых. Но в 1914 году парфюмерная новинка произвела большой фурор, благодаря чему и осталась в истории. 

«Внюхиваясь» в коллекционные ароматы хранилища, так и хочется обзавестись одним из них, однако покупать или даже наносить ароматы нельзя. Даже то, что Тома Фонтен открыл парфюмерные запасники перед автором этих слов прямо в здании Осмотеки, – редкое исключение из правил. Посещение Осмотеки в основном зарезервировано за профессионалами, «находящимися в поиске вдохновения для создания собственных композиций», или студентами, изучающими историю парфюмерного дела. Но даже им свободный доступ к коллекции запрещен, ведь демонстрацию ароматов разрешено проводить исключительно сотрудникам хранилища. Здесь невольно на ум приходит сравнение с правилами библиотек редких книг и рукописей, где увидеть фолиант возможно только в присутствии хранителя, переворачивающего похрустывающие от времени страницы в белых перчатках.

Для широкой публики Осмотека ведет активную образовательную деятельность за пределами своих стен. Большинство конференций и семинаров проходят в Париже. В годы, когда Осмотека работала в нормальном режиме (жесткие санитарные меры во Франции в последнее время не позволяют организовывать какие-либо мероприятия с участием группы людей), ее работники проводили 100 выездных конференций в год. 

Популяризация знаний преследует не коммерческую, но образовательную цель. Финансирование исследований и функционирования хранилища осуществляется благодаря поддержке FEBEA (Федерации индустрии красоты), ISIPCA, Торговой палате города Парижа и пожертвованиям компаний и частных лиц. Несмотря на нынешние непростые времена, сотрудники Осмотеки лелеют мечту о переезде фондов в Париж и развертывании широкой интернациональной деятельности. Пожелаем им удачи!  

Читайте также