Винтаж – новый экологичный тренд?

Эксперты рынка – о том, как изменилась культура потребления

Растет ли интерес к миру роскоши, какие бренды на пике популярности, что сегодня люди чаще всего покупают, почему винтаж – это экологично и этично и как «правильно» сегодня предаваться шопингу? На самые волнующие потребительские вопросы отвечают эксперты российского рынка.

Анна Любан, владелица комиссионного магазина Second Friend Store

Последние пару лет рынок перепродажи одежды очень активно развивается. Но особенно мы ощутили рост во второй половине 2020 года. Сильно вырос интерес к ресейл-платформам как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. В ушедшем году мы приняли на продажу в два раза больше товаров, чем в 2019-м. 

По объему продаж среди брендов уверенно лидирует Prada. Также в десятку лидеров входят Gucci, Louis Vuitton, Dries van Noten. Согласно нашим показателям, немного угас интерес к так называемому old Celine (одежда и аксессуары, выпущенные во времена Фиби Файло).

Наверное, я не открою Америку, сказав, что благодаря пандемии рынок полностью диджитализировался. Для нашего проекта это несомненный плюс. У нас давно стоит в планах отказаться от точки офлайн-продаж, так как при нашей бизнес-модели масштабировать офлайн-бизнес практически невозможно. Отношение к быстрой моде и гиперпотреблению, несомненно, изменилось. Но я не уверена, что на это повлияла пандемия. Это параллельный тренд, который начал набирать обороты уже давно. И именно благодаря этому тренду и начали активно развиваться такие проекты, как Second Friend Store. 

Ольга Лефферс, коллекционер и историк моды, основательница галереи VintageDream

Мне кажется, люди в значительной степени потеряли интерес к быстро выходящим из моды вещам и вещам из масс-маркета низкого качества. И есть ряд причин, почему быстро меняющаяся мода стала уже не так привлекательна. Во-первых, стало гораздо меньше выходов в свет и значимых событий. То, что было в тренде и куплено в начале года, потеряло свою актуальность спустя месяцы самоизоляции. Во-вторых, такие яркие и нарядные вещи, предназначенные для выхода на мероприятие, используются единожды и потом долго висят в гардеробе. Для особенных случаев модницы все чаще стали пользоваться сервисами аренды одежды. И это полностью соответствует концепции разумного и умеренного потребления, которое сегодня стало важнейшим трендом.

В последнее время, в том числе и в России, появились специализированные сервисы, которые предоставляют услугу ресейла. Это отличная возможность перепродать те товары, которые тебе, возможно, не нужны, но кто-то другой будет с удовольствием их носить. Люди начинают понимать базовые ценности – такие, как здоровье, любовь, гармония, развитие, образование. И это вовсе не означает, что нужно отказываться от покупки одежды. Винтажная одежда имеет самое прямое отношение к актуальной концепции разумного потребления и к экологичной моде. 

Что осталось неизменным? Думаю, что не потерялся и вряд ли потеряется интерес к вещам двух категорий. Во-первых, это проверенные временем наряды и аксессуары, которые не выходят из моды (как сумка Kelly или Birkin от Hermes и не менее знаменитая сумка 2.55 от Chanel). Вещи такого качества можно носить всю жизнь самому и потом еще передать по наследству. Во-вторых, это остромодные винтажные вещи определенных дизайнеров и периодов. Сейчас уже котируются вещи, которые были сделаны Карлом Лагерфельдом для Chanel в конце 80-х – начале 90-х гг. После смерти великого кутюрье люди начали сильнее ценить созданную им одежду и охотиться за ней. Зачастую подобные экземпляры стоят дороже, чем новые вещи в бутике. 

Заира Келигова, соосновательница платформы Oskelly

Нельзя не заметить, что сегодня интерес к люкс-ресейлу и вообще интернет-шопингу сильно вырос. Мы, в частности, заметили, что в период пандемии значительно увеличилось количество выставляемых на продажу вещей. То же самое можно сказать и про профессиональных продавцов (речь о бутиках, с которыми мы сотрудничаем), на платформе Oskelly они кратно увеличили свой ассортимент. Пандемия сильно ударила по их офлайн-бизнесу, потому они активнее стали осваивать онлайн-каналы продаж. 

Также покупатели стали разумнее относиться к потреблению, использовать только ту одежду, которую носишь. А та, что лежит в шкафу, может послужить другим, за небольшие деньги. На вторичном рынке сейчас нередко выставляются на продажу мало использованные или даже новые вещи, и в большинстве случаев – с существенным дисконтом к первоначальной цене. Да, парадигма поменялась, людям уже не так важна покупка непременно новой одежды. За последние несколько лет российская аудитория уже так или иначе адаптировалась к тому, что носить б/у – это вовсе не стыдно, а продавать вещи выгодно. Тренд на разумное потребление теперь стал привычным для современного общества. Заметнее всего меняется отношение к потреблению у молодёжи, молодое поколение озабочено проблемами экологии, и оттого трансформируется покупательское поведение. 

Молодежь хочет часто менять наряды, не засоряя при этом окружающую среду. По данным BCG, именно молодые потребители наиболее активны на рынке секонд-хенда: 54% поколения Z (до 24 лет) и 48% миллениалов (25–37 лет) покупают luxury-товары на вторичном рынке. В более старших поколениях X и беби-бумеров этот показатель составляет всего 38% и 35% соответственно. 

Мы искренне верим в то, что рынок ресейла будет стремительно развиваться. На сегодняшний день вторичный рынок развивается со скоростью 25% ежегодно, в то время как темпы роста ритейла составляют всего 3-5%.

Лилит Рашоян и Наташа Гуляева, совладелицы ресейл-сервиса Lots

Во время локдауна самыми популярными вещами, пожалуй, стали спортивные костюмы, кашемир, кроссовки. Все то, в чем можно красиво и комфортно находиться в «заточении». 

Сумки всегда продаются хорошо, даже когда нельзя было выходить на улицу. А сразу после локдауна люди стали покупать нарядные платья и яркие вещи, туфли на высоких каблуках.

Но вообще, конечно, пандемия повлияла на покупательскую способность: не было необходимости тратить деньги. И у многих произошла переоценка ценностей, стало понятно, что человеку не нужно 10 пар обуви одного цвета. Все стали вдумчивее относиться к покупкам, предпочитать одну дорогую и качественную сумку трем из масс-маркета. 

Мы говорили об осознанном потреблении с самого начала и пришли к этому самостоятельно, а не так давно все заговорили об этом как о тренде. Ресейл-платформы перестали быть обычными сайтами, где можно приобрести или продать вещь, сейчас это и настоящий экотренд. Но в России это только начало – и мы рады быть причастными к этому.  

Читайте также