Старинное искусство снова в моде

Как флорентийский багетчик поработал с Dolce & Gabbana

Мастерство – ключевой элемент в коллекциях haute couture, создаваемых Доме-нико Дольче и Стефано Габбаной. И неудивительно, что состоявшийся в сентябре 2020 года трехдневный праздник, посвященный высокой моде, высокому портновскому и высокому ювелирному искусству, прошел во Флоренции – колыбели Ренессанса, давшего название коллекции. В творческом сотрудничестве с 38 флорентийскими мастерами, которых лично отобрали знаменитые модельеры, бренд Dolce & Gabbana создал настоящие произведения искусства. 

Среди отобранных специалистов оказался и багетчик Габриеле Мазелли, который в соавторстве с дизайнерами участвовал в создании пяти клатчей для коллекции Alta Sartoria, показанной в роскошном саду Виллы Бардини во Флоренции. «Между нами сразу возникло взаимопонимание, потому что нам нравятся особые вещи, – говорит Габриеле. – Когда мы познакомились, Доменико Дольче лично пришел посмотреть мою мастерскую и пообщаться со мной. Это был увлекательный проект, настоящее удовольствие. Мы сделали пять сумочек, четыре из которых были представлены на подиуме, а одна выставлена в Палаццо Веккьо. Я был поражен, какое мастерство стоит за их изделиями».

Самостоятельный вид искусства с собственной историей, багетное дело всегда шло рука об руку с изобразительным искусством и архитектурой. Готические деревянные рамы были богато украшены позолоченными башенками и шпилями. Ренессансные отличались прямоугольной формой с фризами, украшениями, иногда скульптурами. К концу XVI века конструкция рам стала сложнее, обогатившись множеством декоративных элементов. Рамы начали использовать для оформления не только произведений искусства, но и зеркал, столь же ценных, как и картины. В относительно недавние времена рамы претерпели изменения в соответствии с эстетикой XX–XXI веков.

Габриеле Мазелли продолжает эту овеянную веками традицию в своей флорентийской мастерской. Мастерскую открыл в 1955 году его отец, торговавший в ней старинными гравюрами, хотя рамы там тоже были. «Я превратил магазин рам и гравюр в мастерскую, где занимаются исключительно рамами, – рассказывает Габриеле. – Мой отец предпочел бы, чтобы я пошел в обучение к кому-то из мастеров. Но тогда, как и сегодня, они редко берут подмастерьев. Я поступил в Институт искусства и реставрации Palazzo Spinelli во Флоренции, где дают образование в области реставрации и сохранения культурного наследия».

Когда Габриеле начал работать в мастерской вместе с отцом, то получил полную свободу действий в отношениях с поставщиками и клиентами и стал постепенно менять семейный бизнес, расширяя его, чтобы охватить не только Италию, но и весь мир.

Габриеле специализируется на резных позолоченных рамах. Он создал более 600 моделей, причем поражают не столько масштаб и разнообразие его творчества, сколько то, что в его коллекции нет двух похожих изделий. «Покупатель, который заходит ко мне в мастерскую, не может взять раму с полки. Мы делаем их только на заказ под потребности клиента, – объясняет мастер. – У нас классические рамы, идеи которых позаимствованы из книг или навеяны старинными обрамлениями. Но мы любим искать и другие решения, в том числе в плане материалов, так что я делал рамы из ароматизированной ткани, с отделкой из камней… Я всегда ищу что-то необычное, будь то форма или сырье, хотя в конечном итоге любая рама образует прямоугольник! Как-то на пляже я подсмотрел, как вода создает рябь на песке, и у меня возникла идея сделать такую резьбу на раме, чтобы она напоминала мне тот миг, когда я увидел, как пена чертит эти завитки. А бывают моменты, когда к идее подталкивает какая-то ошибка».

Для своего проекта Dolce & Gabbana отобрал 38 лучших флорентийских мастеров разных специальностей

Важная часть деятельности Габриеле – реставрационные работы по заказу организаций и частных лиц. Среди наиболее заметных его работ – рама для главного алтаря в кафедральном соборе Флоренции, деревянная подставка под крест XIV века, изготовленная по случаю мессы папы римского Франциска во Флоренции, обложка Евангелиария для папы римского Франциска, рама Сансовино для автопортрета Тициана, рама для картины Грисони в Галерее Уффици, рама для произведения Доменико Гирландайо «Рождество», дверь кивория в табернакле церкви Сан-Джованни Баттиста в Синье, рамы для картин Бернардино Поччетти «Чудо святого Зиновия» и Джованни Бальдуччи «Тайная вечеря» в местном кафедральном соборе и др. 

Есть у Габриеле и еще одно увлечение – Пиноккио. Для тосканского павильона на «Экспо-2015» он даже создал пятиметровую деревянную скульптуру этого персонажа!

Габриеле считает, что необходимо делиться знаниями и мастерством: за прошедшие годы он безвозмездно обучил 180 юношей и девушек в рамках муниципального проекта Флоренции. «Если не передавать мастерство молодежи, цветок завянет, – объясняет Габриеле. – Смысл в том, чтобы дети поняли, что значит вручную изготовить раму или как это – подумать и сделать. Мы делали это бесплатно. И я горжусь тем, что мой старший сын Томмазо, ему сейчас 20 лет, решил пойти по моим стопам. Его приняли в мастерскую по обработке самоцветов во Флоренции – это учебное заведение даст ему необходимые знания, благодаря которым он сможет не только продолжать ремесло, но и его развивать. Я хотел бы, чтобы все молодые люди могли заниматься в художественных мастерских. И запомните: думая обо мне, думайте еще и о том, чтобы помогать молодежи, иначе декоративно-прикладному искусству придет конец».  

(Перевела Елена Туева)

Читайте также