Кокошник вернулся на женские головы

Почему? Объясняет мастер Юханн Никадимус

В год своего 70-летия знаменитая французская актриса Фанни Ардан получила в подарок от поклонницы из России необычный предмет – расшитый жемчугом кокошник. Мы не знаем, как отреагировала на столь неординарный презент кинодива, зато точно знаем имя мастера: сделал его Юханн Никадимус, российский реконструктор старинных головных уборов. У него нет образования дизайнера или художника, и увлечение кокошниками пришло случайно, примерно шесть лет назад.

«Я пел в ансамбле «Таусень», а его руководительница Ярина Николаева среди прочего занимается реконструкцией традиционной русской одежды. И однажды я поинтересовался у нее: почему кокошники в сувенирных магазинах так не похожи на кокошники в музейных витринах, кто их носил и как их шили? А она и говорит: давай я тебя научу, – вспоминает Никадимус. – Я выбрал похожий на снежинку венец Архангельской губернии, с самого известного портрета Константина Маковского, мы подобрали материалы, Николаева научила меня рисовать схемы для шитья, обучила основам технологии, и я пропал. Кокошники стали моей жизнью».

Головных уборов, подходящих под современное представление о кокошнике, в России было множество, и все – со своим особым названием, уникальной формой. «Наклон» – в Костромской губернии, «почёлок» – в Архангельской губернии, а еще «каблучок», «шамшура»,«златоглав», «кика», «рога»…

Основная типология – по статусу. Незамужние девушки надевали венцы, ленты, повязки, коруны, почёлки, то есть уборы, которые оставляют голову открытой. «Принято считать, что такие уборы девушки носили исключительно с косой, но вот, скажем, в Архангельской губернии, и есть свидетельства современников, их надевали на распущенные волосы», – поясняет Юханн.

А вот замужние женщины носили как раз кокошники, а также сороки, повойники, сборники, кички… полностью закрывающие волосы. «Полагалось плести две косы, оборачивать их вокруг головы и потом уже надевать кокошник. Моя бабушка тоже всегда носила две закрученные косы и не кокошник, конечно, но платочек сверху, – говорит Юханн. – Традиция двух кос для замужних женщин была широко распространена и сохранилась во многих областях до наших дней». Украшали себя такими головными уборами и крестьянки в деревнях, и в городах – купеческие дочери и жены. Но также существовала и отдельная придворная культура головных уборов. 

«При императрице Екатерине II история русской моды получила свое новое развитие, – рассказывает Никадимус. – Именно Екатерина, на манер европейских дворов, ввела собственную моду – на русское платье. Так что при дворе фрейлины начали носить украшенные личными драгоценностями венцы-кокошники «а-ля рюс», похожие, кстати, немного на тиары».

Разнились кокошники и с точки зрения географии – в каждом уезде, в каждой деревне складывались свои эстетические традиции. «Мне очень, например, нравятся венцы Шенкурского уезда Архангельской губернии, они похожи на большие снежинки или короны. И кокошники средней полосы России – «лунники», похожие по форме на полумесяц. Есть еще вологодские «коруны» – с очень сложной конструкцией, чтобы разгадать их технологию по музейным фотографиям, я бился, наверное, полгода».

Прежде чем начать работу над тем или иным головным убором, Юханн изучает музейные альбомы, читает этнографические и исторические статьи, знакомится с запасниками музеев. «Многие технологические приемы приходится разгадывать. И не все материалы доступны сейчас, например шелковые нити в XIX веке были совсем другой выделки и кручения, сейчас таких не найти, и шелковые современные не подходят для нанизывания жемчуга. И я использую нити из полиэстера. Приходится фантазировать, придумывать, как заменить материалы так, чтобы не потерялось ощущение старины у новой работы, – говорит Юханн. – Поначалу я занимался глубокой реконструкцией, полностью копировал старину, но потом понял, что работа должна быть живой. Любая традиция живет, если меняется». 

После того как сделаны вышивка и декор, ткань снимают с пялец и начинается работа над формой – будущий кокошник проклеивается несколькими слоями ткани, картона или бумаги. Иногда в качестве укрепления используется береста или дощечка. «С бумагой, кстати, отдельная история, – объясняет Юханн, – по вклеенной внутрь бумаге – обрывкам газет, писем – можно определить примерную дату изготовления старинного убора». 

Сейчас Никадимус готовится к европейским выставкам, а недавно стал первым из России героем Homo Faber, международного проекта Michelangelo Foundation, который ищет по всему миру уникальных мастеров. «Сегодня растет интерес к народной культуре, к этнике, интерес к прошлому, – отмечает Юханн. – И на стыке этого в моде возник тренд – traditional punk – это стиль, в котором объединены разные эпохи, разные вкусы, это стиль, позволяющий носить кроссовки и тренч, винтажный ридикюль и даже кокошник. Да, сегодня все возможно, и я этому рад».  

Читайте также