AliExpress выходит на новый уровень

Рассказывает Буркхард Биндер, вице-президент по развитию fashion-направления AliExpress Россия

Глобальная виртуальная торговая площадка AliExpress, созданная предпринимателем Джеком Ма, отметила в прошлом году свое десятилетие. Мы побеседовали с вице-президентом по развитию fashion-направления AliExpress Россия Буркхардом Биндером, который рассказал о новых векторах развития платформы и о том, как пандемия повлияла на наши потребительские привычки.

Изменилась ли концепция AliExpress за этот год? Какие новые партнеры появились?

Буркхард Биндер Fashion-сегмент всегда был у нас в приоритете. Российские трендсеттеры хорошо знакомы с демократичными китайскими и корейскими брендами и их неповторимым стилем. Яркий пример – магазин оригинального бренда из Китая TwoTwinStyle. 

Однако в последнее время мы сфокусированы на увеличении локальных и известных в России международных марок. Для этого сегмента крайне важна узнаваемость и наличие контакта с одеждой бренда офлайн в прошлом. За последнее время к нам на площадку вышли как крупные бренды (Puma, «Твое», Love Republic, Pandora, Kari), так и небольшие марки («Варвара Зенина», Outlaw Сreative, Fusion). А в конце 2020 года мы стали партнерами в KupiVIP. Это, должен признаться, уникальное партнерство, ведь у KupiVIP много узнаваемых брендов в портфолио.

Правильно ли я понимаю, что планируется постепенный переход в более высокий ценовой сегмент?

Б. Б. Одно из главных преимуществ площадки – комфортный средний чек для всех жителей России. Поэтому на Москву и Санкт-Петербург приходится не более 20% заказов, более 30% заказов совершаются из удаленных населенных пунктов. По данным нашего исследования с Тинькофф, в 2019 году лишь четверть всего оборота (23%) приходилась на покупки в категории от 10 000 до 100 000 рублей. Однако в прошлом году их доля увеличилась почти в два раза за счет роста продаж российских поставщиков. За восемь месяцев 2020 года доля таких покупок достигла максимального показателя в 41%. Что это значит на деле: не исключено, что мы будем развивать направление люкс-сегмента на нашей платформе.

Каким оказался год пандемии для AliExpress?

Б. Б. Пандемия стала дополнительным стимулом для всего рынка электронной коммерции. На наш взгляд, новых трендов пандемия не привнесла, но усилила наметившиеся в 2019 году. По нашим данным, в 2020 году объем рынка электронной коммерции в России составил порядка 2,5 трлн рублей, из которых 85% пришлось на внутренние продажи. В ближайшие годы двузначные темпы роста интернет-торговли в России сохранятся, но снизятся относительно рекордной динамики 2020 года. В целом уровень проникновения интернет-торговли в России остается относительно небольшим по сравнению с другими странами – 8–9%, что создает предпосылки для опережающего роста в будущем.

Есть ли изменения в потребительском поведении?

Б. Б. Конечно, все основные изменения были продиктованы пандемией. Например, когда в стране объявили тотальный home office, на нашей площадке выросли продажи комфортной одежды для дома. Был также замечен тренд на приобретение товаров повседневного спроса: гигиенические товары, товары для дома и дачи. После первых ослаблений карантинных мер мы отметили рост продаж товаров для туризма и активного времяпровождения. (Именно тогда произошел всплеск внутреннего туризма.) Осенью мы стали отмечать рост продаж товаров для организации досуга дома — в тренде были настольные игры, товары для рукоделия и игры для детей. 

Нам также приятно, что наша площадка сама задает тренды: так случилось с декоративными масками для лица. В январе 2021 года объем оборота товаров масок с декором вырос в 13 раз по сравнению с июлем 2020 года. С начала пандемии спрос на эти товары увеличился в 64 раза. Ассортимент товаров по запросу «маска со стразами» сейчас составляет около 220 000 позиций! Я вижу все больше людей в блестящих масках на улице и знаю наверняка, что заказывали их они у нас. 

Какова доля модных товаров в вашем бизнесе?

Б. Б. Продажи fashion-категории занимают примерно 15% оборота площадки AliExpress Россия. Мы усиливаем его за счет привлечения российских брендов: за год количество локальных продавцов выросло до 35 000.

Очевидный тренд на локальность появился не только в туризме, но и в fashion-направлении на нашей платформе. Локальные продажи fashion-сегмента росли весь 2020 год, особенно в период локдауна и выхода из него. Во втором квартале рост продаж составил почти 300% год к году, в третьем квартале – 170% год к году, в четвертом квартале – 150% год к году. Общий прирост в 2020-м по отношению к 2019 году составил 210%. Увидев этот тренд, мы поменяли фокус и PR-коммуникации нашего бренда: наш первый масштабный показ мод был сфокусирован на российских брендах, а не китайских, как мы планировали в начале 2020 года. 

Если не секрет, какой был самый популярный запрос 2020 года в категории моды?

Б. Б. «Платье»! Пользователи искали товары этой категории более 150 млн раз. На втором месте по популярности – запросы по слову «серьги» – более 95 млн. Еще в топ-5 популярных запросов попали товары из категории «женские сумки» и «худи» – эти слова собрали 66 и 52 млн запросов соответственно.

В 2021 году мы продолжим фокусироваться на развитии ассортимента от локальных продавцов и известных марок. Точно удивим несколькими коллаборациями с российскими марками. Как говорится, не переключайтесь!

Читайте также