Пора зрелости: опыт Bvlgari

Рассказывает Антуан Пан, руководитель часового подразделения Дома

В послужном списке Антуана Пана – должности в TAG Heuer, Zenith, Dior Montres и Boucheron. А его профессиональный опыт почти за 20 лет в индустрии включает в себя области продаж, маркетинга, стратегии, руководство локальными рынками. Семь лет назад он возглавил подразделение Bvlgari в Китае и Австралии, а в 2019 году был назначен главой всего часового департамента. В своем интервью Пан рассказывает о том, зачем Bvlgari нужны мировые рекорды и как осознанное переосмысление истории помогает продвинуться вперед.

Как вы сами оцениваете эволюцию Дома Bvlgari как часовых дел мастера? 

Антуан Пан Я нахожу результаты этой эволюции впечатляющими. И даже знаю, когда в ней случился переломный момент, в который был заложен искомый долгие годы краеугольный камень. Первый Octo Finissimo Tourbillon Manual – самый тонкий турбийон в мире – в 2014 году стал символом зрелости Bvlgari-часовщика и был подкреплен престижной наградой Grand Prix d’Horlogerie Geneve. Представьте, Bvlgari создавал часы более ста лет и до 1960-х годов делал это в союзе с традиционными брендами.

И вот в 70-х Дом начинает собственное творческое развитие – появляется дизайн культовых уже часов Bvlgari Bvlgari, и постепенно из Италии этот процесс эволюции перебирается в Швейцарию. Здесь неспешно приобретаются производства браслетов, затем циферблатов, а в 2020 году – находящиеся на грани исчезновения мануфактуры Gerald Genta и Daniel Roth. Затем мои предшественники решают объединить все подразделения в одну мощную компанию под одной крышей Bvlgari в Невшателе, и это ощутимо меняет менталитет всех вовлеченных в процесс.

Правда, с момента приобретения вышеупомянутых мануфактур у нас возник некий комплекс, мол, Bvlgari – лишь экспертиза Gerald Genta и Daniel Roth, и не более того. И первый собственный механизм Finissimo стал доказательством обратного и достижением иного уровня. Это часы, в которых дизайн и механизм выступают единым целым. И на мой взгляд, Bvlgari должен постоянно демонстрировать гармоничный симбиоз работы дизайнеров, часовщиков и ювелиров. 

Окончательно из юношеского периода мы перешли в настоящую зрелость, когда два года назад представили часы под именем Gerald Genta, таким образом избавились от комплекса постоянного сравнения с этим великим часовым дизайнером и продолжили его дело на ином высоком уровне. Мы приняли эту часть истории внутрь себя, переосмыслили ее, изменили к ней отношение и сами серьезно продвинулись вперед. 

Амплитуда часов Bvlgari очень широка – от сложных механизмов до ювелирных шедевров – как вы развиваете оба направления?

А.П. Пожалуй, это самая непростая для нас задача. Где общность между такими разными часами Bvlgari? Как выстроить единый часовой язык, когда у нас столько разнообразных стилей и часовых категорий в коллекции? Как обращаться к разным по статусу, культуре и менталитету мужчинам и женщинам на понятном им языке?

В поисках ответа на эти вопросы мы вернулись к истокам: Bvlgari – римский Дом, мы часть культуры этого города, в наших коллекциях должны ощущаться приметы вечности. Исторически в первую очередь мы еще и ювелиры, а значит, во всем должны демонстрировать свое мастерство, владение технологиями и артистическую перспективу многих вещей. Так мы ищем элементы, которые делают Bvlgari самобытным, ярко выраженным брендом внутри полноценной часовой вселенной. 

В рамках Watches & Wonders 2021 вы представили новый мировой рекорд – Octo Finissimo Perpetual Calendar...

А.П. Мы стремились сделать этот вечный календарь таким же тонким и элегантным, как и предыдущие наши шесть рекордов: калибр толщиной 2,75 мм в корпусе 5,80 мм экстремально тонко выглядит на запястье. Но не менее интересен здесь и уникальный циферблат с двумя ретроградными функциями даты и високосного года. В каком-то смысле это продолжение архитектоники ретроградной функции, которую привнесли в Дом мастерские Gerald Genta. Изначально мы задумали представить здесь время оригинальным образом, и теперь единственные в мире, у кого функции вечного календаря демонстрируются ретроградным способом.

При этом чистота и читаемость всех показателей столь высока, что часы просты в применении. Калибр изначально был создан так, чтобы использовать каждый сантиметр циферблата и его функциональность невероятно эффективно.

Что вы хотите доказать индустрии, а может быть, и самим себе, ставя новый мировой рекорд? 

А.П. За всей историей с мировыми рекордами в механизмах Octo Finissimo стоит философия раздвижения границ наших собственных знаний в микромеханике. Идя путем миниатюризации механизмов, мы меняем физику материалов, техники сборки и установки всех его деталей, изобретаем новые конструктивные системы и ставим вопросы передачи энергии и запаса хода. И решения, которые мы находим, приводят к тому, что Bvlgari совершенствует свое часовое мастерство в целом. Отсюда и наши рекорды – каждый раз мы ставим перед собой новую сложную задачу и выстраиваем на этом собственную экспертизу. Стратегия здесь очевидна – мы обозначаем территорию и определяем свою роль в часовом мире. 

Можно ли говорить о некой узнаваемой печати стиля Bvlgari в любых часах Дома?

А.П. Безусловно, должно быть нечто! Постепенно в наших часовых коллекциях стали появляться элементы дизайна, которые их объединяют. Структура циферблата с его цифрами 12 и 6 в арабских индексах на мужских часах или римских на женских индексах очень схожа. Мы и дальше будем продолжать эстетические изыскания в том же духе. Конечно, привносить в оба направления – дорогие high-end-часы и более доступные модели – ощущение целостности искусства сложно, но мы уже успешно идем по такому пути. 

Диалог на эту тему вы наверняка ведете с Фабрицио Буонамассой, креативным директором часового направления Bvlgari...

А.П. Мы постоянно обсуждаем каждый проект в деталях! Фабрицио обладает огромной культурой часового искусства, невероятным пониманием образа Bvlgari и заставляет меня самого критически взглянуть на процесс. Когда он произносит «Это невозможно!» по эстетическим причинам, то я должен осознать, почему именно. 

Но взаимное понимание и проникновение у нас присутствует на всех уровнях. На мануфактуре в Невшателе отделы конструкции механизмов находятся рядом с отделом разработки продукта и с отделом маркетинга – это целое сообщество, в центре расположено свободное пространство, которое мы называем Агорой, и вот там беспрестанно обмениваемся мнениями. 

Я уверен, что в Bvlgari заключен важный элемент культуры Италии, корни которого лежат еще в эпохе Возрождения, в периоде кватроченто и чинквеченто, когда артистическое восприятие было тесно связано с функциональностью работы творца. Когда Леонардо да Винчи одновременно создавал живописные полотна и делал пушки для Лоренцо Медичи. И когда живописцы были еще и членами гильдии механиков. Тогда креативность не отделялась от ноу-хау. И мне хотелось бы, чтобы мы в Bvlgari вернулись к этому балансу дизайна и эстетики с функциональностью.

Читайте также