Метаморфозы Bvlgari

Инсталляции художников по мотивам коллекции Bvlgari Serpenti

Готовность к экспериментам всегда была отличительной чертой ювелирного искусства Bvlgari. Еще с 1960-х годов, когда стоявшие во главе римского Дома братья Джорджо и Константино Булгари сформировали авторский ювелирный язык, в котором органично переплетены греческий стиль, итальянский ренессанс и черты римской школы золотых дел мастеров XIX века. 

Мастера Bvlgari и сегодня смело сочетают между собой драгоценные и поделочные камни с инновационными материалами, составленные из них узоры и мозаики, яркие и контрастные цвета, сложные конструкции и объемные силуэты, будь то украшения или часы. И постоянно переосмысливают собственное историческое наследие, без устали находя в нем новые грани и обеспечивая тем самым эволюцию своего ювелирного словаря уже в XXI веке. 

Но вот за последние несколько лет эта творческая смелость вышла за рамки деятельности в стенах самого Дома: в Bvlgari решили, что пора посмотреть на собственное творчество со стороны, получить неожиданный, свежий взгляд на него, и для этого стали приглашать к сотрудничеству самых разных творцов. 

Так, скульптор Аниш Капур и архитектор Заха Хадид видоизменили силуэт кольца B.zero1, художник Франческо Веццоли создал драгоценную скульптуру-черепаху с элементами коллекции Monete, художник Симон Ма и архитектор Тадао Андо превратили циферблаты часов Octo Finissimo в концептуальные объекты. Эти творческие эксперименты были весьма оригинальны и действительно предлагали иной «взгляд на...», как того и желали в Bvlgari. Но все же авторы награждали новым содержанием некий предмет роскоши от Bvlgari для его последующей продажи... И в Доме решили пойти еще дальше, рискнули нарушить привычный ход собственных стратегических расчетов и предложили художникам создать произведения искусства в чистом виде, для которых объекты Bvlgari служили бы лишь импульсом и только. 

Так, в 2018 году на Milan Design Week под эгидой Дома Bvlgari был продемонстрирован первый такой проект – дизайнеры Иван Наварро и Кортни Смит вместе со студией Storage Associati и архитектурным бюро MVRDV водрузили масштабную инсталляцию-лабиринт в квартале Брера и посвятили ее трем ключевым элементам творческого метода Bvlgari: материалам, модульности и цвету. Попадавший внутрь нее зритель погружался в визуальную игру цвета и отражений, изучал гипнотичес­кие абстрактные узоры и лишь догадывался об аллюзиях к Bvlgari. 

Ровно через год, на той же идеальной площадке для художественных экспериментов, Миланской неделе дизайна, была выставлена инсталляция «Космические сети» аргентинского художника-визионера Томаса Сарацено, вдохновленного идеей происхождения золота, попавшего на Землю с метеоритным дождем миллиарды лет назад. Паутину, причудливо переплетенную в созвездия в пространстве планетария Ulrico Hoepli, зритель был призван воспринимать как метафору взаимосвязи разных миров и существ в них. 

Продолжением нынешнего проекта станет инсталляция Serpenti Metamorphosis авторства Рефика Анадолы, которая будет демонстрироваться в Милане, на площади Дуомо, с 8 по 31 октября.

В нынешнем году в рамках Milan Design Week Дом Bvlgari представил выставку Metamorphosis, в которой приняли участие четыре художника: Энн Вероника Янссенс, Даан Розегаарде, Винсент ван Дуйсен и Адзума Макото. Их очень разные проекты объединила тема метаморфоз, которую каждый автор интерпретировал по-своему. Правда, в Bvlgari попросили по возможности отразить в этой заданной теме еще и эволюцию форм в коллекции Serpenti, но ее эстетика все-таки пропущена через авторский стиль и потому отображена абстрактно и ассоциативно. 

Экспозиция брала начало во внутреннем дворе Галереи современного искусства (GAM), занимала пространство парадной лестницы и продолжалась в четырех залах этого дворца. 

Мастер по созданию новаторских скульптур из натуральных материалов японский скульптор Адзума Макото предложил свое видение райского сада. Инсталляция The garden of Eden являла собой гигантское геометрично исполненное из меди дерево с листвой из настоящих растений, цветов и фруктов – не хватало только райского змея-искусителя в ветвях. Символическая ода природе возвышалась в центре стеклянной платформы и под древом, прямо по воссозданному натуральному ландшафту могли прогуляться посетители выставки. Те, кто побывал на ней в последние дни, прочувствовали тему метаморфоз сполна – реальные цветы и фрукты естественным образом меняли свою форму, окраску и аромат. 

Бельгийский архитектор Винсент ван Дуйсен выстроил в одной из комнат со старинным интерьером инсталляцию Shelter, символическое место для умиротворения. Отправной точкой этого лабиринта-монолита из натурального дерева под названием «Убежище» стал рисунок старинного паркета в самом дворце – автор перенес его на поверхность стен и покрыл золотой и серебряной краской. Последняя и являлась единственной аллюзией к металлической поверхности украшений и часов Serpenti.

Художник-визуалист из Бельгии Энн Вероника Янссенс известна своими объектами, в которых она задействует свет, цвет и оптические явления. Для выставки Metamorphosis она придумала инсталляцию gam gam gam с учетом особенности ее расположения в экспозиции: естественный свет из окон дворца был пропущен сквозь венецианские жалюзи золотого цвета. И в свою очередь погружал в благородное мерцание шесть стеклянных витрин-«аквариумов» с плавающим чистым ярким «цветом» внутри. Впечатления от его созерцания менялись в зависимости от угла зрения зрителя.

И, наконец, нидерландец Даан Розегаарде представил инсталляцию Lotus Oculus, похожую одновременно на окулюс в куполе римского Пантеона и цветы лотоса. Симбиоз этих двух явлений был воплощен из сенсорной фольги, реагирующей на свет и тепло. Благодаря ноу-хау светочувствительная стена из фольги вступала во взаимодействие со зрителем и создавала игру света и движения. Сам Розегаарде назвал свою работу «метаморфозой технологии и природы». 

Продолжением этого проекта станет инсталляция Serpenti Metamorphosis еще одного крупного художника, турка Рефика Анадолы, которая будет демонстрироваться в Милане, прямо на площади Дуомо, с 8 по 31 октября. Сам Анадол считает себя «режиссером в области новых медиа», а критики от современного искусства называют его первооткрывателем эстетики цифровых данных и искусственного интеллекта. 

Действительно, его скульптура-инсталляция Serpenti Metamorphosis полностью реализована в цифровой реальности и демонстрирует динамичный процесс трансформации трехмерных абстрактных форм. Любопытно, что эти мультисенсорные изображения, созданные с помощью компьютерных данных, отдалено все же напоминают яркую расцветку шкуры змеи, но уже полностью принадлежат альтернативной вселенной. Художник предлагает зрителю самому решить, что ему интереснее – осязаемая реальность или ее цифровая имитация.  

Читайте также