Tiffany как объект искусства: опыт

Художник Дэниел Аршам преобразил знаменитую коробочку Tiffany Blue Box

Удивительно, что этого не случилось раньше. За 168 лет своей истории Tiffany Blue Box, коробочка для украшений и аксессуаров американского Дома Tiffany & Co., никогда не меняла облик. За это время она превратилась в одну из самых узнаваемых упаковок в мире, наряду с оранжевой коробкой от Hermes или красной от Cartier, но так и осталась неизменной внешне. Самодостаточный предмет, вещь в себе, безупречная оболочка для вожделенного дара, едва ли не сакральный объект, при появлении которого замирало сердце миллионов женщин на планете, он никогда не менялся. 

И это несмотря на то, что на территории Tiffany & Co. творило немало выдающихся, смелых талантов и среди креативных директоров Дома, и среди его дизайнеров. Украшения для Tiffany & Co. придумывали Жан Шлюмберже, Дональд Клафлин, Анжела Каммингс, Эльза Перетти, Фрэнк Гери, Палома Пикассо, но все они концентрировали свой творческий потенциал на ювелирных формах. Никому и в голову не пришло вмешаться в столь совершенный предмет, как Tiffany Blue Box, который вслед за ежегодным каталогом изделий Tiffany Blue Book получил интенсивный голубой цвет бирюзы или яйца птички малиновки в далеком 1853 году и за современный дизайн удостоился приза на Международной выставке в Париже в 1878 году.

С одной стороны, действительно – зачем менять то, что безупречно само по себе и идеально выполняет возложенную на него функцию? С другой – именно переосмысливание культового, знакомого всем объекта в формате современного искусства может дать неожиданный, впечатляющий результат. Именно так и случилось в первом творческом тандеме Tiffany & Co. и художника Дэниела Аршама, результатом которого стали 49 скульптур The Bronze Eroded Tiffany Blue Box. 

Еще в прошлом году Дом вошел в состав LVMH Group, а в этом могущественном luxury-конгломерате всегда чтили традиции и уважали историю, но параллельно имели смелость запускать процессы переосмысления знаковых предметов. И тем самым превращать их в коллекционный объект, повышать, как бы сказали на языке маркетинга, их добавочную стоимость и усиливать культ вокруг них. Для больших домов в составе LVMH Group творили уже десятки крупнейших современных художников, и, кстати, Дэниел Аршам – один из них. 

В свой 41 год этот нью-йоркский художник, скульптор и партнер дизайнерского бюро Snarkitecture известен тем, что успешно работает на стыке нескольких видов искусства, включая видеоарт, архитектуру, моду, и везде демонстрирует изрядное новаторское видение. Благодаря чему успешно реализует и совместные проекты с самыми разными брендами из мира роскоши или крупнейшими массмаркет-марками, перенося объекты из их привычных миров в собственную художественную реальность и тем самым преобразовывая их в некие артефакты. 

Сам художник, в портфолио которого уже не одна громкая коллаборация с LVMH Group, рассказывает, что Александр Арно, исполнительный вице-президент по бренду и коммуникациям Tiffany & Co., изначально предложил ему просто подумать над возможной работой с Домом, будет ли ему в принципе интересен сам аспект совместной деятельности. 

Tiffany Blue Box хранит в себе нечто важное, не только ювелирное украшение, а некий особенный для людей эмоциональный опыт, с ним связанный, – именно эта идея и привлекла меня в проекте
Дэниел Аршам
художник

«Как только я начал анализировать сущность огромной культуры Дома, то понял, что для меня самый главный предмет Tiffany & Co. – это голубая коробочка! Резервуар, который содержит некий драгоценный предмет внутри себя, и ты никогда не знаешь, какой именно. Tiffany Blue Box стала знаковым объектом именно потому, что в ней содержится волнующая идея предвкушения, ощущение долгожданного сюрприза, – рассуждает Аршам. – И в моем сознании Tiffany Blue Box присутствовала фоном с самого детства: я видел такие коробочки в комнате у моей матери, у бабушки, это очень американская идея роскоши самого разного диапазона. И даже кольцо для помолвки моей жены – тоже от Tiffany & Co. Она заранее дала понять, каков должен быть мой выбор! Так что Tiffany Blue Box – это часть культуры общества, особенно в Нью-Йорке». 

В ходе работы над проектом Аршам пересмотрел множество винтажных рекламных кампаний Tiffany, и на одной из них, 1960-х годов, была изображена просто пустая коробка с надписью над ней «Миссия завершена», намекавшей на то, что кольцо для помолвки с бриллиантом было благосклонно принято. «Этот плакат как нельзя лучше выражает идею того, что Tiffany Blue Box хранит в себе нечто важное, не только ювелирное украшение, а некий особенный для людей эмоциональный опыт, с ним связанный, – именно эта идея и привлекла меня в проекте». 

Там же, в архивах, Аршам изучил самую старую из сохранившихся, уже истертую временем коробочку 1878 года, и как раз ее внешний вид натолкнул художника на идею о бронзе и особой патине на ее поверхности. «Я переосмыслил коробку и бант, которым она всегда перевязана, через материал, не нарушив при этом ее сакральный смысл, и поставил получившуюся скульптуру в один ряд с объектами моего проекта Archeology of the Future, в котором в некотором роде подталкиваю их в воображаемое будущее, обеспечиваю им существование в нем».

В этом проекте Аршам берет обычные предметы из быта человека – компьютер или радио, – трансформирует их через материалы, так или иначе вызывающие ассоциации с вечностью, – вулканическую лаву или металл – и тем самым добавляет им археологический аспект в дне сегодняшнем. В последние годы Аршам начал активно работать с бронзой именно из-за «возрастного» эффекта, который дает возникающая на ее поверхности патина, словно бы объекту сто или тысяча лет. «Оттенок патины на бронзе очень схож с цветом Tiffany Blue, и когда я это понял, то сомнения в выборе материала больше не было!» 

Максимально приближенный к оригиналу оттенок патины потребовал от Аршама и команды его студии долгих технических разработок и теперь является собственностью Arsham Studio и Tiffany. Кстати, полученный запатентованный состав наносился на каждую из 49 скульптур-коробок вручную так, чтобы оставить нетронутыми бронзового цвета кристаллы, прорастающие через бронзовую поверхность каждого объекта. Художник в своих работах часто использует этот элемент, который «либо символизирует распад предмета во времени, либо, как в случае с Tiffany Blue Box, напротив, словно бы формирует растущий в пространстве и множащийся объект, cоздавая своего рода конфликт вокруг него». 

Из огромного количества украшений Дома браслет Tiffany Knot также был выбран художником не просто так: в нем Аршам увидел схожесть со своей монументальной скульптурой Corner Knot 2015 года.

Но, как и настоящая картонная коробочка от Tiffany, данный объект из бронзы, сильно увеличенный в масштабе, также заключает в себе сюрприз: под снимающейся крышкой устроено ложе, на котором возлежит браслет из коллекции Tiffany Knot из белого золота в новом дизайне с более дерзким узлом, усыпанным цаворитами. Этот драгоценный камень был выбран и потому, что его оттенок напоминает патину на бронзе, ведь он похож на фирменный цвет Arsham Studio, и потому, что является плотью от плоти Дома – геммологи Tiffany & Co. явили миру цаворит в 1974 году. 

Из огромного количества украшений Дома браслет Tiffany Knot также был выбран художником не просто так: в нем Аршам увидел схожесть со своей монументальной скульптурой Corner Knot 2015 года. «Как огромный, завязанный в воздухе бант в качестве продолжения архитектурного пространства выглядит чем-то невозможным, нереальным, так и белое золото, завязанное в узел, не совсем то, что обычно происходит с данным жестким материалом, а значит, в обоих объектах присутствует привлекательная для меня идея внутреннего напряжения». 

Сегодня с определенностью можно сказать, что скульптура The Bronze Eroded Tiffany Blue Boх обеспечила знаменитой коробочке особое место в вечности и, возможно, даже положила начало ее эволюции как объекта искусства. 

«После того как вы достаете из недр скульптуры браслет, можете использовать The Bronze Eroded Tiffany Blue Box как угодно – эстетически или функционально, – считает Аршам. – Объект уже переосмыслен и является частью арт-проекта Archeology of the Future, остальное – дело его обладателя».

Читайте также