«Вышка» нашла новую нишу

В НИУ ВШЭ научат делать успешные модные бренды

В Школе дизайна НИУ ВШЭ появился новый профиль «Мода как индустрия: дизайн, продукт, продвижение». Его кураторами стали создатель и креативный директор бренда WOS Андрей Артемов и дизайнер одежды Екатерина Сычева.

Сама программа «Мода» в Школе дизайна ВШЭ, которой руководит Арсений Мещеряков, существует уже шесть лет. «К нам приходят и совсем молодые люди, которые видят моду как поле творческой самореализации, и те, у кого уже есть свой бренд или есть желание его построить. Так что наша магистратура и ее новый профиль – это, с одной стороны, реакция на общественный запрос, а с другой – наше стремление, амбиция, чтобы Школа дизайна и программа «Мода» выпускали новых дизайнеров, имена которых будут звучать на мировом уровне», – объясняет Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна. 

Кураторами профиля стали профессиональные российские дизайнеры, сумевшие добиться успеха в фэшн-бизнесе, ведь студенты должны не просто получить знания, а поверить в успех, вдохновившись реальными примерами.

«В программе – только практические задания, нацеленные на то, чтобы из «творческой единицы» вылепить профессионала, специалиста, который сможет либо уверенно начать свой собственный бренд, либо присоединиться к команде уже существующего, – говорит куратор Екатерина Сычева. – Вытачивать многозадачных и многофункциональных специалистов высокого уровня, полностью готовых к решению реальных задач индустрии, – вот моя личная амбиция. И да, речь об индустрии, как в России, так и за рубежом. Я уверена, что наша программа и преподавательский состав обладают необходимыми знаниями, инструментами и компетенциями, чтобы наши выпускники нашли себе работу там, где они захотят». 

Екатерина Сычева окончила Омский государственный институт сервиса, а затем выиграла грант на обучение в Лондоне в Central Saint Martins. В 2004 году она стала частью команды бренда Alena Akhmadullina. «Признаюсь, это и был мой самый настоящий университет, магистратура, ординатура, все разом... Шесть лет интенсивной работы в стремительно растущем бренде, организация показов и продаж коллекций в Париже», – делится Сычева.

Потом была работа в бренде Alexander Terekhov, где, помимо прочего, Катерина получила возможность развития в работе с корпоративными клиентами, создании униформы и «мерчей». В частности, она участвовала в дизайне и производстве ныне действующей униформы авиакомпании S7, а также Cyprus Airways, работала над созданием корпоративной одежды для сотрудников отеля «Метрополь», делала мерч для Парка Горького, для Райффайзенбанка. «Мне кажется важным донести до наших студентов такой посыл – путешествуйте, ищите себя, пробуйте разное, но помните, что вы лично, ваш бэкграунд, ваш взгляд на устройство вещей и процессов, вы именно как «русский» человек и интересны миру», – говорит Сычева.

В свою очередь куратор профиля, дизайнер Андрей Артемов учился в Уфе на факультете «дизайн костюма», на третьем курсе приехал в Москву на стажировку. Прошел в журнале L’Officiel путь от ассистента до старшего редактора отдела моды. «Работа в журнале помогла мне увидеть бизнес с другой стороны, понять взаимосвязь брендов и прессы. Этот опыт работы я учитываю при создании коллекций, понимая, какие вещи будут интересны стилистам и что будет попадать в съемки и в какие именно съемки», – рассказывает Артемов.

Индустрия в России обязана развиваться. Необходимо встраивать модный сегмент в легкую промышленность внутри страны, чтобы развивать люксовую и нишевую моду
Андрей Артемов
дизайнер, куратор профиля «Мода как индустрия: дизайн, продукт, продвижение»

Дизайнер является участником Парижской недели моды и входит в список 500 самых влиятельных людей индустрии моды по версии онлайн-издания Business Of Fashion (BoF). «Я буду рассказывать студентам, как применять полученные образование и навыки для построения работающего бренда, как создавать такую моду, которая будет продаваться, буду делиться опытом созданий PR-стратегий, расскажу, как выстраивать коммерчески грамотные коллекции, как правильно делить их на сезонные и почему промежуточные коллекции должны быть более коммерческими, а основные – работать на имидж бренда, почему важны капсулы и дропы», – объяснил Андрей Артемов.

Модная индустрия (именно как индустрия, как система, которая производит и продает) в России начала зарождаться в 90-е годы. Последние 20 лет идет постепенное ее становление, и появление подобных образовательных курсов, пожалуй, одна из важных составляющих на этом пути.

«Все больше талантливых ребят поступают в вузы изучать эту сферу. Радует, что стало приходить больше парней – раньше молодые люди боялись и стеснялись изучать моду, – рассуждает Артемов. – Индустрия в России обязана развиваться. Необходимо встраивать модный сегмент в легкую промышленность внутри страны, чтобы развивать люксовую и нишевую моду». 

Последние два года, проходящие под знаком пандемии, стали настоящим вызовом для бизнеса в разных сферах, и для моды в частности. «Сегодня модная индустрия пытается выжить после провала 2020 года, связанного с коронавирусом, – говорит Екатерина Сычева. – Но вообще много можно говорить о том, что мешает развиваться индустрии. Не хватает государственной поддержки, которая, например, была у Антверпенской шестерки. Не хватает участников. Есть много дизайнеров, стилистов, фотографов, есть даже производства, готовые шить, но сырье высокого качества – материалы, фурнитура и комплектующие – напрочь отсутствует. Именно поэтому часто так сложно замкнуть цикл».

С Екатериной согласен Анзор Канкулов: «Да, центр мировой индустрии моды находится в Париже. Но Москва – это город, в котором легко реализоваться, заявить о себе, сделать рывок, карьеру. И мы хотим сделать Москву таким центром, чтобы не обязательно было ехать за мечтой в Париж!»  

Читайте также