Как адаптировать моду

И помочь людям с инвалидностью одеваться красиво

Модная индустрия обратила внимание на людей с инвалидностью не так уж давно. И дорожку в яркий мир трендов и брендов проложила в 1996 году американка Эйми Маллинз. Еще в детстве ей ампутировали обе ноги, но это не помешало Эйми стать рекордсменкой в беге и прыжкам в длину на паралимпиаде. Маллинз так быстро бегала на карбоновых протезах-лезвиях, что ее прозвали «девушка-гепард». Позже спортсменка снялась в фильме режиссера Мэтью Барни «Кремастер-3», где уже выступала на самых разных протезах. 

Модельеры российской компании «Ортомода» в первый раз представили свою коллекцию специальной одежды и ортопедической обуви на выставке в Дюссельдорфе в 2002 году. А в марте 2014 года впервые в мире на Неделе высокой моды в Москве, в рамках Mercedes-Benz Fashion Week в Манеже, состоялся показ моделей одежды для людей с инвалидностью. Проект Bezgraniz Couture, который реализовал эту идею, с 2010 года развивал в России моду для людей с особенностями. Как отмечает Янина Урусова, соучредитель Bezgraniz Couture, за годы своей работы проект выполнил просветительскую и социальную задачу: «Нам не всегда надо кого-то догонять, мы развиваемся активно в этом направлении». 

Многие производители и ритейлеры уже смотрят в эту сторону. «Мировой рынок одежды, предназначенной для людей с ограниченными физическими возможностями, вырастет с $278 млрд в 2017 году до $400 млрд к 2026 году – таковы данные исследовательского центра Coresight Research», – приводит цифры Урусова. 

То, что различные бренды поддерживают людей с инвалидностью, можно оценить как еще одно проявление социальной ответственности бизнеса. Например, Nike и компания по производству протезов «Моторика» выпустили совместно короткометражный фильм «Спорт без исключений». Героями ленты стали дети с протезами рук. «Мы ставим перед собой задачу менять позицию с «Я инвалид» на «Я кибер-человек», – рассказывает Василий Хлебников, основатель «Моторики». – И тезис Nike «Если у тебя есть тело, ты атлет» четко коррелирует с нашим видением ситуации».

Компания Lamoda начала продажу товаров в поддержку людей с аутизмом в рамках совместного проекта с социальной сетью «Одноклассники», центром «Антон тут рядом» и Русским музеем. AliExpress Россия и Британская высшая школа дизайна создали одежду для людей с синдромом Дауна. Совместная коллекция будет представлена осенью эксклюзивно на AliExpress.

41% людей с инвалидностью считает, что одежда должна позволять им не выделяться из общей массы, 22,9% респондентов хотят сделать акцент на своих особенностях, 20,8% предпочитают скрыть особенности своего тела, а 15,6 % опрошенных желают выглядеть необычно, привлекая внимание
Альбина Бикбулатова
научный сотрудник РГУ имени Косыгина

Недавно в Москве на площадке Vernissage by Flacon в Измайлово прошел «Модный пикник», где производители одежды и обуви для детей и взрослых с особенностями развития показали свои работы. Например, компания «Смена» делает модели, которые легко расстегивать и застегивать. Проект Be easy kid производит адаптивную школьную одежду для детей с ДЦП. Клиенты проекта Danylino – дети со стомой, контрактурами, тяжелыми заболеваниями. 

Многие решения, разрабатываемые для инвалидов, потом переходят, например, в сегмент спортивной или повседневной одежды. «Я одной из первых в России спроектировала одежду для детей со сколиозом. Сегодня такие футболки, тренирующие мышцы спины, уже продаются в массмаркете», – рассказывает Альбина Бикбулатова, научный сотрудник РГУ имени Косыгина, много лет занимающаяся разработками реабилитирующей одежды и одежды для детей с инвалидностью. 

Согласно исследованию Бикбулатовой, 41% людей с инвалидностью считает, что одежда должна позволять им не выделяться из общей массы, 22,9% респондентов хотят сделать акцент на своих особенностях, 20,8% предпочитают скрыть особенности своего тела, а 15,6 % опрошенных желают выглядеть необычно, привлекая внимание. До 70% людей с инвалидностью убеждены, что нужно встраивать в одежду «умные» приспособления. Наконец, для трети респондентов ключевым при выборе одежды является удобство, качество посадки на фигуре, соответствие стилю и моде, особое внимание этому уделяет молодежь.

«У меня с детства нет кисти левой руки – очень нужна одежда с застежками-липучками или отстегивающимися рукавами. Или, скажем, обувь без шнурков, – рассказывает Илья Морковский, блогер, фотограф, популяризатор технологий. – Потребность в этом большая. Многие вообще не понимают, что такое доступная среда: а ведь если это есть в городе, то он будет удобен для всех! А не только для людей с инвалидностью. То же самое с одеждой».

«По данным ВОЗ, доля людей с ограничениями возможностей здоровья в мире за последние 50 лет увеличилась на 50%, сейчас это 15% населения. Пора воспринимать их не как остросоциальную когорту, а как клиентов, для которых нужно создавать современный серийный продукт», – убежден Василий Хлебников. 

Можно надеяться, что в ближайшие годы рынок одежды для инвалидов будет развиваться активнее. Новое поколение спокойнее относится к таким людям, да и в ученой среде наблюдается всплеск интереса: студенты, выпускники отраслевых вузов активно защищаются по указанной тематике, им явно интересно работать в этом направлении.  

Читайте также