Как катаклизмы управляют стилем

Нас ждет спад увлечения комфортной одеждой и возвращение элегантных образов

Трудные времена в мире исторически являются поводом для возникновения самых изысканных, самых роскошных стилей. Так, после окончания эпидемии «испанки» был сформирован джазовый стиль ревущих двадцатых. А по завершении Второй мировой войны с легкой руки Кристиана Диора возник New Look. 

Военные конфликты и прочие лишения провоцируют моду на стилистические «откаты», ведь потребителям хочется праздника, карнавала, безмятежности и роскоши.

«Ревущие 20-е были не столько следствием «испанки», сколько следствием Первой мировой войны, которая изменила жизнь женщин, а следовательно, и моду. Но здесь важно не только то, что все сверкало, но и то, что эти одежды не стесняли движений, позволяли и танцевать, и вскочить на подножку трамвая. Творения Диора после Второй мировой – тоже, конечно, реакция на войну, но уже чисто эмоциональная. Тоска по красоте и вечной женственности после пяти лет ужасов и лишений», – рассуждает историк моды Ольга Михайловская, соосновательница проекта Front и ТГ-канала @frontfashion.

Нынешняя пандемия также оказала огромное влияние на моду. И на данный момент очевидно, что она «одомашнила» ее, закрепила намечающиеся еще до всяких локдаунов кэжуал- и спорт-тренды.

«Рост предложения и продаж в категории bed-to-street – это фактическое стирание границ между домашней одеждой и уличной. Категория одежды loungewear трансформировалась в удобные nap dresses (платья в стиле ночных рубашек), пижамы. Пандемия изменила рамки нормы, благодаря чему этот «предпостельный стиль» стал уместен не только дома, но и повсеместно. А благодаря Дженнифер Энистон, Джоди Фостер и другим звездам такая одежда попала на красные ковровые дорожки, – рассуждает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. – Также можно назвать знаковым стилем и инновацией пандемии Zoom Look: формальный верх и «домашний» низ».

А Ирина Папоркова, основательница сервиса по подбору гардероба Style Concierge, отмечает рождение еще одного «пандемийного» стиля. «Мы все еще находимся внутри пандемии, в состоянии неопределенности. Но уже сейчас можно проследить, как мода уживается с тем, что происходит вокруг. Балом правит расслабленная одежда, комфортная, но при этом красивая. И у этого стиля появилось свое название, его обозначила платформа Pinterest в отчете о трендах-2021 — это стиль Athflow (athleisure/спортивный и flowy/текучий, струящийся). Такую одежду можно носить дома, на работе, на вечерних мероприятиях и даже заниматься в ней спортом и практиками – просто меняя обувь и аксессуары», – говорит она.

Распространение и актуализация «домашней», полуспортивной моды и падение спроса на моду (условно назовем ее «праздничной») подтверждают и цифры продаж. В частности, по данным FCG, продажи туфель на высоком каблуке в США и странах Европы за последний год упали более чем на 40%.

Почему же не происходит «исторически» ожидаемого всплеска «праздничной» моды? Все просто: нам пока особо нечего праздновать. «Отмена карантинов не означает «окончание войны», а лишь ее затухание. Поэтому нельзя линейно экстраполировать опыт прошлых кризисов. При этом, безусловно, при возникновении любых надежд на свет в конце тоннеля в моду тут же прорываются оптимистичные палитры, «украшательные» элементы. Но трендом сегодняшнего дня можно скорее назвать вовсе не гламур в его традиционном понимании, а стремление к плюрализму стилей и к свободе самовыражения», – говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Тем не менее, если проанализировать последние коллекции осенне-зимнего сезона, можно заметить, что зачатки постковидного «нью лука» все же есть и «откат» к доковидной жизни уже вырисовывается. «Коллекции осени такие же разно­образные, как и коллекции двухлетней давности. В них ровно такое же соотношение комфорта, спорта, гламура, воспоминаний о 80-х, 70-х и 60-х, как и в прошлые годы. Много ярких цветов, в том числе розового и красного, – говорит Ольга Михайловская. – Наивно было предполагать, что все выйдут из локдауна в тех же трениках и худи, что сидели дома. Вот и Миучча Прада в своем разговоре с Рафом Симонсом после их первого совместного показа сказала, что пандемия в одночасье никого не изменит». 

У Dior, как в кутюрной, так и в обычной сезонной коллекциях, представлены силуэты New Look: полупрозрачные ткани, декольте, шелка и цветочные аппликации. В осенне-зимней коллекции Alexander McQueen тоже правит суперженственность, здесь платья с рукавами-буфами, с многослойными юбками и корсетами. У Balenciaga в коллекции couture – огромные футуристичные шляпы и готические платья в пол. У Chanel – оборки, кружева и перья. У Prada – длинные цветные перчатки и манто с пайетками.

Обувные бренды не отстают: осенью у многих из них найдутся высокие платформы и острые шпильки. «Я целый год просидела дома в тапках, так сказать. Мы уж слишком быстро смирились с комфортом. Но пора взять себя в руки и вернуться в свет, устроить праздник. Пора вспомнить про New Look», – говорит Арианна Касадеи, директор по маркетингу и коммуникациям Casadei, дочь основателя итальянского обувного бренда. 

Интересную концепцию «переходного» гардероба под названием Wardrobe 02 представил креативный директор Bottega Veneta Дэниел Ли. Коллекция, в которой есть и длинные сверкающие платья, и бархатные костюмы, построена на идее «domestic high life»: праздник, который можно устроить, не выходя из дома.

«Очевидно, «роскошь» уже маячит в грядущих коллекциях, а значит, есть надежда, что скоро мы вступим в новое праздное время, – говорит Ирина Папоркова. – Маятник обязательно качнется в противоположную сторону. Не остается сомнений в том, что «как раньше уже не будет». Меняется мир – меняется мода». 

Дизайнеры к переменам готовы. Готовы ли потребители? Похоже – да. Прошедшим летом, согласно данным онлайн-платформы Lyst, самым популярным запросом стали платья: спрос на них вырос на 371% (!) по сравнению с прошлым годом.  

Читайте также