Dior глазами российских художников

Семь творений россиян на выставке Lady Dior As Seen By в Москве

Путешествуя по миру вот уже десять лет – от Пекина до Шанхая, от Токио до Милана, от Дюссельдорфа до Берлина, от Сеула до Сан-Паулу, – художественный проект Lady Dior As Seen By наконец добралась до Москвы. В выставочном пространстве фонда Ruarts представлено несколько десятков артистических вариаций Lady Dior, самой известной дамской сумки французского модного Дома. Специально к российской главе этого постоянно пополняющегося новыми объектами проекта свои версии на заданную тему создали семь молодых художников, и это мировая премьера работ Даниила Антропова, Анастасии Праховой, Александра Егорова, Даши Трофимовой, Алексея Киселева, 0331с и 01001011 Studio. 

Один из моментально узнаваемых символов Дома, его знаковый элемент, квинтэссенция его стиля, собрание эстетических кодов, образец первоклассного мастерства, модный фетиш еще с тех пор, когда в 1995 году с ней появилась принцесса Уэльская Диана, – женская сумка Lady Dior впервые выступила в роли арт-объекта в 2008-м. Тогда Дом устроил свою первую большую «выездную» выставку под названием Christian Dior and Chinese Artists в Пекине, и на ней был продемонстрирован «зеркальный эффект»: как многообразное творчество Dior послужило источником вдохновения для современных художников из Поднебесной. Один из участников той выставки, Лю Яньхуа, выбрал в качестве объекта для преображения Lady Dior и представил ее как скульптуру на постаменте в керамике золотого цвета, тем самым подчеркнув ее хрупкость и ценность одновременно. 

Эта работа и натолкнула творческие умы внутри модного Дома на мысль о запуске самостоятельного художественного проекта Lady Dior As Seen By. Оригинальная форма сумки – квадратная, лаконичная, сдержанная, с мощными короткими ручками и кожей с простроченным орнаментом каннаж  действительно монументальна по сути и могла служить базовым элементом в артистических преобразованиях. 

Полноценный проект Lady Dior As Seen By был запущен в 2011 году, и с тех пор видение этого аксессуара, порой весьма радикальное, представили художники, скульпторы, фотографы, мастера видеоарта и даже кинорежиссеры, как знаменитые, так и начинающие, – в общей сложности болеее семидесяти видных творческих единиц. Стоит подчеркнуть, что Дом только ставит задачу интерпретации сумки Lady Dior, но предоставляет при этом приглашенным в проект художникам карт-бланш, а они вольны делать с культовым квадратом все, что им вздумается.

Любопытно, что в том же 2011 году часть проекта сразу же попала в Россию – тогда в ГМИИ им. Пушкина проходила ретроспектива «Диор: под знаком искусства», и в рамках экспозиции показали несколько вариаций сумки, в том числе и специально по этому случаю заказанных российским художникам – группе Recycle и дизайнеру Ольге Солдатовой. Их сумки – высеченную из каменной глыбы и свалянную из войлока – вновь продемонстрируют в залах фонда Ruarts как предтечу творений нынешних семи художников – не столь именитых, но достаточно смелых и интересных.

В выставочном пространстве фонда Ruarts представлено несколько десятков вариаций Lady Dior, самой известной дамской сумки модного французского Дома

Художник и скульптор Даниил Антропов родом из Владивостока учился традиционным техникам работы с керамикой у японских мастеров и даже преподает это ремесло в Британской высшей школе искусства и дизайна в Москве. В своих объектах он соединяет древнюю технику с неожиданными материалами. Так и сумка Lady Dior «мутировала» у него в объект «Чудо» из костяного фарфора фирменного для модного Дома серого цвета и стекла. И напоминает археологический артефакт, хрупкая поверхность которого треснула от времени, а ее содержимое превратилось в проросшие наружу кристаллы. 

Как и Антропов, прострочку каннаж, один из узнаваемых элементов сумки, в своем объекте сохранил и 0331с, известный московский уличный художник, который занимается также графикой, скульптурой и фотографией. Характерной особенностью стиля 0331с является использование огня и копоти для получения нужного эффекта, поэтому в работе в качестве инструмента художник использует огнетушитель. Вот и узнаваемую сумку Lady Dior из гипса он основательно поджег и поджарил – и получил в итоге арт-объект «Сажа» словно выживший при пожаре. Но каннаж бережно процарапал на этой «обгоревшей» скульптуре скальпелем и акцентировал побелкой. 

Решительно ушла от фирменного мотива и даже от квадратной формы московская художница Анастасия Прахова, работающая в технике гипсовой скульптуры. «Тело» объекта Dior PRTs она слепила из нескольких гибких, текучих, плавных кусков гипса разной формы. В сумку их условно объединяют ручки из прозрачных пластиковых трубок, но главное – металическая фурнитура с заветными массивными буквами D, I, O, R. 

Дуэт 01001011 Studio – скульптор Тоси Млинарич и архитектор Саша Раев – эти буквы, как и саму сумку, создал из черного глянцевого PETG и полиуретана в технике 3D-печати. В своем творчестве художники с 2017 года пытаются переосмыслить традиционные керамические техники и формы с помощью нестандартных решений, экспериментируя с объемами, фактурами и современными технологиями. Вот и две версии сумки – «Артефакт 1» и «Артефакт 2» выглядят словно футуристические блестящие субстанции с фантазийными ручками, лишь отдаленно напоминающие оригинал. 

В работах трех фотографов – Алексея Киселева, Александра Егорова и Даши Трофимовой – Lady Dior предстает в своем оригинальном виде, вот только на этот раз находится она в специально срежиссированных и зафиксированных обстоятельствах. 

Вместе с семью новыми российскими работами проекта Lady Dior As Seen By на выставке будет показано более 90 арт-объектов: 36 скульптур и 61 фотография от 60 авторов из разных стран

Много и успешно сотрудничающий с крупнейшими глянцевыми журналами Киселев поместил сумку из ярко-красной кожи в бассейн, где тренируется команда по синхронному плаванию, и она стала для девушек диковинным, желанным объектам. Серия фотографий untitled#1 и #2 создана не без фирменных для этого модного фотографа иронии и легкого эротизма. 

Сумку с леопардовым принтом работающий с фотографией художник Егоров словно хищника запечатлел среди десятков экзотических растений в горшках и назвал эту серию «Леди в джунглях». Одна из фотографий деконструирована с помощью цифровых технологий и окончательно отправляет сумку в иную реальность. 

Мультидисциплинарный художник Трофимова работает не только с фотографией, но и в жанре инсталляции, порой со звуком и видео. В своих работах она делает акцент на темах памяти и поиска идентичности в постсоветском пространстве. Поэтому буржуазную сумку Lady Dior она сделала частью объекта «Блошиный рынок», поместив этот роскошный дамский аксессуар в составленное ею нагромождение старых ненужных вещей, знакомых всем по советскому прошлому, и запечатлела этот артефакт на фотографии. 

Вместе с семью новыми российскими работами проекта Lady Dior As Seen By на выставке будет показано более 90 арт-объектов: 36 скульптур и 61 фотография от 60 авторов. В их числе такие громкие имена художников, как Лорис Чеккини, Грегор Хильдебрандт, Джим Голдберг,  Кум Чи Конг, Sinan Sigic, Олимпия Скарри, Tunga, дуэт Vedovamazzei, а также известные модные фотографы Эллен фон Унверт, Питер Линдберг, Паоло Роверси, Пат­рик Демаршелье и Стив Маккарри. В творческом диалоге с Домом Dior все они тем или иным способом трансформировали сущность заданного объекта и наградили его собственным художественным стилем, либо оставаясь в рамках своих дисциплин и техник, либо метафорично уходя вперед и раздвигая границы видения. 

Выставка Lady Dior As Seen By проходит в пространстве фонда Ruarts в Москве, Трубников­ский пер. 6 по 30 ноября 2021 года.

Читайте также