Все для природы: опыт

Новые экологичные разработки производителей одежды

Почему синтетика – это современно и экологично? Потому что современная одежда для спорта и аутдора хорошо отводит влагу, дышит, поддерживает температуру тела и позволяет проводить тренировки эффективнее. Натуральные материалы для подобных задач не годятся, в производстве используются только синтетические ткани, однако не все так просто: полиэстер, полиэфир и нейлон наносят немалый вред окружающей среде. 

Синтетические материалы – результат обработки нефтепродуктов, требующей расхода природных ресурсов. Спортивная одежда быстрее изнашивается, а значит, ее чаще выбрасывают, чтобы купить новую, но процесс разложения полиэстера в природе занимает до 200 лет. Наконец, при стирке синтетики выделяются микрочастицы пластика, которые попадают в мировой океан: по данным Фонда дикой природы (WWF), ежегодно в нем оказывается 8 млн т пластиковых отходов, и пока решения этой проблемы нет.

«Проблема загрязнения микропластиком не происходит просто где-то там, в океане, это есть прямо у нас с вами, в наших российских реках, – говорит Георгий Каваносян, эколог, блогер. – Например, в Казани через поверхностный слой речной волжской воды проходит 110 частиц микропластика каждую секунду. Все это попадает в дельту реки Волга, где находится заповедник, в котором 24% всех позвоночных содержат в желудках и кишечных трактах микропластик и пластик. Кроме этого, он уже попадает в биоту, содержится в организме людей, а недавно его частицы были найдены даже в плаценте беременной женщины». 

Производители спортивной и аутдор-одежды уже давно включились в борьбу за экологию, начиная с этапа создания экипировки и заканчивая вопросом ее утилизации. Среди очевидных решений – отказ от пластиковой упаковки, перенос производства на местные фабрики (чтобы исключить сложные логистические схемы и сократить уровень вредных выбросов при транспортировке). 

Проблема загрязнения микропластиком не происходит просто где-то там, в океане, это есть прямо у нас с вами, в наших российских реках
Георгий Каваносян
эколог и блогер

Еще одно современное решение касается процесса окраски тканей: обычно материалы обрабатывают методом погружения в краситель с последующей промывкой в большом количестве воды. На этот процесс приходится около 20% ее промышленного загрязнения. Снизить токсичность и ресурсозатратность процесса можно за счет применения технологии, при которой краситель добавляется в синтетическую массу еще до того, как из нее будет получено волокно: этим методом уже три года пользуется бренд беговой одежды и обуви Asics, уменьшая количество потребляемой электроэнергии и воды.

Снизить расход природных ресурсов и вредное воздействие на среду поможет… сокращение производства. Все просто: чем дольше одна вещь служит владельцу, тем реже он покупает новую. Аутдор-бренд Patagonia еще в конце 90-х озадачился вопросами экологии: именно тогда компания начала производить одежду из переработанных отходов, а 10 лет назад запустила программу по починке одежды и экипировки – чтобы она как можно дольше находилась в использовании.

В последнее время набирает обороты тренд по производству одежды из переработанных отходов: сегодня это и признак хорошего тона в цивилизованном обществе, и реальная необходимость. Тонны мусора превращаются в новые предметы одежды и обуви, например Billabong первым из серф-брендов запустил в 2007 году производство бордшорт из ткани, полученной из PET-бутылок. 

«Сейчас 100% производимых Billabong бордшорт и купальников, гидрокостюмов, а также около 70% сноубордических курток всех брендов Boardriders производятся из переработанного пластика, в частности из переработанных пластиковых бутылок, автомобильных шин. Нам важно образовывать покупателя, рассказывать, зачем мы это делаем, вовлекать в наши инициативы, для этого запущена глобальная маркетинговая кампания Recycler», – рассказал Станислав Чистяков, маркетинг-директор Boardriders Russia (Quiksilver, Roxy, DC, Billabong, Element, RVCA).

В своем благом устремлении Billabong не одинока: Picture Organic, Quiksilver, Adidas, Nike и десятки других компаний используют при производстве одежды и экипировки материал, изготовленный из бутылок. Тренд набирает популярность и в России. Так, два года назад футбольный клуб «Спартак» представил форму для игроков из переработанных материалов: в среднем на один комплект из полиэфира потребовалось 16 пластмассовых бутылок.

Еще один способ подружить производство экипировки с экологией – создавать биоразлагаемые продукты. Например, привычные гидрокостюмы, широко используемые в водных видах спорта, традиционно делаются из неопрена – прочного, удобного, но не способного разлагаться в природе. Та же компания Billabong взялась за решение этой проблемы и выпустила гидрокостюм Furnace Natural из натурального каучука: удобный, функциональный и при этом не наносящий такого вреда окружающей среде.

Все эти технологии и приемы – звенья одной цепи. Все больше брендов включаются в процесс защиты окружающей среды, осознавая, насколько серьезными могут быть последствия безответственного производства. Конечно, за один год – и даже десятилетие – всех проблем, спровоцированных чрезмерным производством и потреблением, не решить. Но каждый новый шаг в этом направлении – маленькая победа в войне, которую проиграть нельзя.

Читайте также