Новый ювелирный ребус Tiffany & Co.

Ищите самые яркие моменты из истории Дома в кампании «О любви» и адвент-календаре

В Доме Tiffany & Co. всегда умели связать ювелирное мастерство с заметными явлениями в современной культуре. Сплавляли воедино, закольцовывали и взаимообогащали так, что потом некий получившийся феномен уже под грифом Tiffany превращался в ювелирный ребус. Разгадывать такой ребус, изучая культурные слои и открывая в нем новые смыслы, каждый раз невероятно увлекательно. 

Таким своеобразным ребусом стали и новая кампания «О любви», и новый праздничный адвент-календарь Tiffany & Co., тесно связанные друг с другом и со многими фактами из истории бренда. 

Еще в начале осени Дом запустил новую рекламную кампанию «О любви», главными героями которой выступили певица Бейонсе и ее муж, исполнитель и продюсер Джей-Зи. Участие в проекте едва ли не самой известной и влиятельной пары шоу-бизнеса Америки само по себе стало сенсацией. Несколько лет громкая история любви этой четы не сходила со страниц журналов, но в Tiffany & Co. ей предложили обрамление уже уровня «платинового альбома».

Однако интригует About Love не только фактом первого совместного выступления яркого дуэта, но и другими не менее знаменательными явлениями. Во-первых, образ Бейонсе в кампании навеян стилем Одри Хэпберн, вернее, сыгранной ею героини Холли Голайтли в культовом фильме «Завтрак у Тиффани». Эта преемственность женских характеров выражена еще и премьерой звучащей в кинофильме уже классической песни Moon River – теперь Бейонсе переосмыслила и исполнила ее под собственный же аккомпанемент на рояле. Во-вторых, на шее певицы сияет тот самый бриллиант Tiffany, который когда-то украшал и Одри Хепберн. И вот здесь данный ребус стоит разложить на составляющие чуть подробнее – с этой драгоценностью связано много любопытных фактов из истории Tiffany & Co.

...В 1878 году Чарльз Льюис Тиффани, основатель Дома, приобрел найденный годом ранее на рудниках Кимберли в Южной Африке алмаз, из которого был получен желтый бриллиант Tiffany с беспрецедентными 82 гранями весом 128,54 карата. Важнейшая геммологическая находка XIX века и один из самых знаменитых бриллиантов в истории, он обладает статусом вечного сокровища Tiffany & Co. – в Доме никогда не планировали продать этот раритет.

Но в 1957 году бриллиант Tiffany был извлечен из недр штаб-квартиры на 5-й авеню в Нью-Йорке и стал частью классического по стилю колье, которое Мэри Уайтхаус, жена американского дипломата и известная светская львица, надела на благотворительный вечер Tiffany Ball, устроенный в Мраморном доме в Род-Айленде для политического и делового истеблишмента Америки. Так бриллиант Tiffany впервые «вышел в люди», а Мэри Уайтхаус стала первой женщиной, которая удостоилась чести носить его пусть и всего один вечер. 

Второй была собственно актриса Одри Хэпберн – в Доме решили усилить ожидаемый эффект от премьеры «Завтрака у Тиффани» и осветить событие сиянием своего главного сокровища. По этому поводу дизайнер Дома Жан-Мишель Шлюмберже смело вынул бриллиант Tiffany из классического колье и придумал с ним новое, по-барочному затейливое колье-воротник Ribbon Rosette, в котором Хэпберн и красовалась в кампании фильма.

Все хитросплетения в About Love происходят на фоне картины Жан-Мишеля Баскии под названием «Равный Пи» 1982 года. Картина выступает связующей нитью каждого кадра и была выбрана для своей роли не случайно

Теперь этот образ известен на весь мир ничуть не меньше самой экранизации новеллы Трумена Капоте. А голливудская звезда стала второй в истории женщиной, которой довелось носить знаменитый драгоценный камень, и последней, кто совершил этот сакральный акт в колье работы Шлюмберже. Дело в том, что в 2012 году, в честь в честь 175-летия Дома, бриллиант Tiffany был помещен уже в новое, классическое по стилю колье с 481 бесцветным бриллиантом весом более 100 карат. В нем-то певица и актриса Леди Гага получила статуэтку «Оскар» за главную роль в фильме «Звезда родилась» и оказалась третьей по счету в этом почетном списке. Бейонсе же – четвертая женщина, когда-либо носившая Tiffany Diamond. 

Правда, желтый бриллиант совершил-таки еще один кульбит в своей истории – и его отголоски также можно отыскать в кампании About Love. В 1995 году он был помещен в другое знаменитое произведение Шлюмберже – брошь «Птица на камне», и та стала экспонатом ретроспективы, посвященной дизайнеру в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже. Золотую птичку в ее миниатюрной версии можно видеть на манжетах рубашки Джей-Зи, а точнее, на его запонках, и это едва заметная, но крепкая связь с историей Дома. 

Все хитросплетения в About Love происходят на фоне картины Жан-Мишеля Баскии под названием «Равный Пи» 1982 года, принадлежащей частному фонду семьи художника, что тоже феномен в данной истории. Картина выступает связующей нитью каждого кадра и была выбрана для своей роли не случайно. Основным фоном характерных для Баскии абстракций в ней служит яркий голубой цвет, практически идентичный Tiffany Blue – фирменному цвету Дома, появившемуся еще в 1845 году. 

C запуском кампании «О любви» эксперты вновь задались вопросом: почему этот цвет так часто фигурирует в работах Баскии (в чем можно было убедиться на ретроспективе художника в Louis Vuitton Fondation в 2018 году) и откуда он вообще взялся в воображении творца? Наверняка на этот вопрос ответить не может никто: художник ушел из жизни в 27 лет, не оставив после себя никаких записей, только сотни работ. Но все же есть крепкое звено, которое навсегда связывает Баскию с Домом Tiffany & Co., – это дружба с Энди Уорхолом, художником и, к слову, ближайшим другом Трумена Капоте, автора «Завтрака у Тиффани». 

Отец поп-арта взял под свое крыло молодой талант в начале 1980-х, и их теснейшая дружба и даже совместное творчество продолжались до самой смерти Уорхола в 1987-м (Баския умер годом позже). В свою очередь Энди Уорхол был большим поклонником культуры Дома Tiffany и еще до того, как нарисовал cделавшую его звездой банку супа Campbell, с конца 1950-х и в течение 1960-х создавал для Дома... рождественские открытки. Истовый католик, он обожал Рождество, его символику и традиции, исправно ходил смотреть на праздничные витрины Tiffany и нарисовал сотни вариаций открыток – лучшие из них собраны в книге Greetings from Andy (Warhol). Christmas at Tiffany’s. Мог ли Уорхол заразить Баскию своим обожанием Tiffany? Мог ли Баския позаимствовать неповторимый цвет Tiffany Blue для своих работ? Соблазн ответить на этот вопрос утвердительно велик, так что не станем отрицать эту красивую легенду, имеющую под собой явные основания. 

Пока же картина Equals Pi Баскии перекочевала из кампании на очередной арт-объект Tiffany & Co. – адвент-календарь, созданный в преддверии праздничного сезона и знаменующий собой традицию обратного отсчета времени до Рождества или Нового года. Масштабный арт-объект высотой 122 см напоминает кабинет редкостей и содержит внутри 24 голубые коробочки с украшениями на выбор и предметами для декора дома на сумму $150 000.

Створки из натурального дерева дуба послужили холстом для воспроизведения на нем картины Баскии, состоящей из математических уравнений, цифр, символов и текстов. Кстати, и доставят адвент-календарь одному из 34 будущих владельцев словно настоящую картину – в специальном деревянном ящике. В художественном смысле играющем роль своеобразного ящика Пандоры, только с созидательным эффектом – столько в кампании About Love и в связанном с ней адвент-календаре собрано историй и смыслов.  

Читайте также