Творчество и цифры в ювелирном бизнесе: опыт

Говорит Артем Соколов, управляющий партнер компании Sokolov

Российский ювелирный бренд Sokolov развивается стремительными темпами: только в 2021 году компания открыла 140 розничных магазинов, а ее мобильным приложением пользуются больше 4 млн человек. Бренд выпускает более 14 млн ювелирных изделий в год и, по данным российской Пробирной палаты, вышел в лидеры по объемам производства.

Артем Соколов, управляющий партнер ювелирной компании Sokolov и потомственный ювелир, рассказал в интервью «Ведомости. Как потратить» о том, как ювелирная мастерская из села Красное-на-­Волге трансформировалась в мощную компанию, возглавившую список лидеров ювелирного рынка страны, а также о том, каким он видит будущее ювелирной отрасли.

Уже сегодня вы лидер отрасли. Что дальше, какие цели перед собой ставите и как двигаетесь к их достижению?

Артем Соколов Наше ключевое отличие от большинства представленных в России ювелирных брендов в том, что Sokolov — это бренд-­производитель со своей омниканальной дистрибуцией. До 2019 года мы были производственно-­оптовой компанией и были представлены в магазинах партнеров в виде брендовых стоек и в формате shop-in-shop. Сегодня у нас уже 230 монобрендовых розничных магазинов, включая 30 франшиз, и развитый канал онлайн-продаж, который уже приносит 30% выручки.

Мы выпускаем более 14 млн ювелирных изделий в год и являемся лидером по объемам производства, по данным российской Пробирной палаты, и по доле рынка ювелирного ритейла (более 24,4%, по данным Euromonitor). Теперь наша цель — стать ювелирным ритейлером номер один в России уже в будущем году и вой­ти в число крупнейших игроков мирового ювелирного рынка в перспективе 3–5 лет.

Международная экспансия стартовала в минувшем августе с открытия франшиз в Румынии, Молдавии, Белоруссии и Казахстане. На очереди Германия — второй по объемам продаж ювелирных изделий рынок в Европе. Мы уже смотрим торговые центры там для своих магазинов.

Вы работаете с федеральными сетями или сделали ставку на собственную розничную сеть и франшизы?

А. С. Доля федеральных сетей на российском рынке, включая наши магазины, уже достигает 50% и продолжает расти. Мы работаем практически со всеми, ежегодно наращивая долю оптовых продаж в своем портфеле на 25–30%. Собственная розничная сеть, сеть франчайзи и онлайн­канал создают дополнительный синергетический эффект и позволили нам удвоить оборот. В этом суть омниканальной дистрибуции — дать клиенту выбор совершить покупку там, где ему удобно.

Как создаются украшения? Насколько часто обновляются коллекции и какие из них стали самыми популярными?

А. С. Мы идем по пути fashion-бренда, и именно в этом, на мой взгляд, секрет нашей популярности. Кроме базового ассортимента украшений три раза в год мы обновляем сезонные коллекции. Коллекции Russe, Etude (серебро с эмалями), New Look (керамика с бриллиантами), Charm, Emotions (кулоны с подвижными вставками за стеклом), Dolce vita (фантазийные украшения с полудрагоценными камнями) и Sokolov Art (авторские украшения с витражной эмалью) стали нашей визитной карточкой.

Над созданием коллекций работает дизайн-бюро, объединяющее более 40 прекрасных художников и 3D дизайнеров, которых мы искали по всей стране. Мы выпускаем до 600 уникальных моделей ежемесячно, а всего в ассортименте у нас больше 25 000 ювелирных украшений из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, с использованием эмали, перламутра, керамики, ювелирного стекла, а также часы и хронометры, ювелирные аксессуары и сувениры.

Что сейчас делается для увеличения узнаваемости бренда и его популярности? Вы используете коллаборации — какие из них вы могли бы выделить как самые успешные и яркие?

А. С. Мы очень верим в сотрудничество с близкими нам по духу брендами, дизайнерами, музыкантами, артистами и блогерами. Успешной была совместная коллекция с Полиной Гагариной — из золота с драгоценными и полудрагоценными вставками. Смелой во всех отношениях оказалась коллаборация с певицей Леной Темниковой в нашем молодежном бренде SKLV, которая была презентована на ее онлайн-концерте в разгар пандемии в мае 2020 года и стала символом перехода в онлайн-мир. Интересными и узнаваемыми были коллаборации с Alexander Terekhov, Alena Akhmadullina. В этом году мы сотрудничаем с певицей и блогером Клавой Кокой.

Что дала бренду коллаборация с Disney?

А. С. Первое лицензионное соглашение с Disney было посвящено персонажам мультфильма о Микки Маусе. Результат превзошел ожидания, и мы продолжили сотрудничество. Яркой и успешной стала коллекция «Круэлла», созданная к одноименной премьере в мае 2021 года. В октябре 2021 года мы выпускаем подборку украшений, посвященную персонажам из мультфильма «Холодное сердце». На очереди другие коллекции, ведь Disney — классика и неисчерпаемый источник вдохновения.

История вашей компании началась в 1993 году с семейной мастерской под названием Diamant. С каких украшений и с каких объемов производства вы начинали? Какие цели изначально ставили себе? И что позволило мастерской трансформироваться в компанию, которая смогла выйти в лидеры отрасли?

А.С. Я потомственный ювелир. Еще мои бабушка и дед работали на ювелирном заводе под Костромой в селе Красное-на-­Волге. Там в 1966 году родился мой отец, а в 1993 году сразу после свадьбы они с мамой открыли свою первую мастерскую. В Красном всего несколько тысяч жителей, и абсолютное большинство из них заняты ювелирным делом. У моих родителей была романтическая мечта — делать красивые и качественные украшения, доступные каждой женщине. Отец всегда говорил: «Делай лучше всех или не делай вообще». Сначала отец работал дома, потом начали привлекать других мастеров, сняли помещение. Мама занималась финансами и ассортиментом, а отец — производством.

В 2000 году отец открыл в Красном первый завод, а к 2006 году это уже было производство площадью 10 000 кв. м (сегодня это уже 45 000 кв. м). До 2009 года выпускали только золотые украшения, а затем начали работать с серебром, и это была верная стратегия. Сегодня серебряные украшения — это две трети рынка в натуральном выражении и одна треть в денежном.

Я пришел в компанию в 2010 году, начинал с маркетинга, выстраивал бэкофисные функции. В 2013 году стало очевидным замедление темпов роста, требовалось прорывное решение. Я предложил в корне изменить стратегию и позиционирование компании. В 2014 году отец передал мне бразды правления. Так оптово­производственная компания «Диамант» стала брендом-­производителем Sokolov, существенно отличавшимся от конкурентов именно своим подходом к работе.

Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ювелирная отрасль России в перспективе ближайших 10 лет?

А.С. Я вижу четыре ключевые на сегодня тенденции. Во-первых, развитие онлайн-­продаж. Людям удобнее покупать через приложения и соцсети, используя возможности современных технологий.

Во-вторых, в мире формируется большой спрос на smart jewelry — умные украшения и бижутерию с различным функционалом — интеллектуальные браслеты и кольца для контроля за здоровьем, текущим состоянием организма, качеством сна и физической активностью. Сегодня в России эта ниша свободна, и мы планируем ее развивать и в ней лидировать. Начали с запуска NFC браслета со встроенным функционалом транспортной карты.

В третьих, мода демократизируется, люди хотят меняться, часто создавать новые образы. А это значит, что серебро будет и дальше очень востребовано как недорогой и красивый металл.

И, в четвертых, сегодня все более важным становится осознанное потребление, а это означает sharing economy. Здесь трендами становятся trade in, подписка, sharing, экологичное производство из переработанного сырья, выращивание искусственных бриллиантов.

(Как потратить», Санкт-Петербург, 2021 г.)

Читайте также