Профессия – парфюмер

Создатели ароматов, которые нашли свой путь со второй попытки

Удивительно, но факт: у главы итальянского парфюмерного дома The House of Oud Андреа Казотти – диплом инженера-­ядерщика. Долгое время рациональная часть его личности и творческая, эмоциональная, которую Андреа выражал через страсть к граффити, существовали параллельно. «Во мне словно одновременно жили доктор Джекил и мистер Хайд, – как-то пошутил мастер парфюмерии. – Именно парфюмерное искусство позволило мне стать цельной личностью, а произошло все благодаря случаю».

Чуть больше 15 лет назад Андреа получил работу инженера в крупном итальянском парфюмерном холдинге. Однажды заглянул в лабораторию – и пропал, стал проводить там все свободное время: «К счастью, меня не прогнали, а стали обучать». Так Андреа Казотти нашел свое настоящее призвание.

Собственную марку The House of Oud он основал в 2016 году совместно с индонезийским производителем уда Мухаммедом Абу Наши. Интересно, что слово «уд» (oud) в названии бренда – не только парфюмерная нота, но и аббревиатура, за которой скрывается девиз компании – Our Unique Devotion, что означает: «Наша неповторимая преданность делу».

Формулы парфюмерных композиций марки включают в себя 15–25 ингредиентов, а всего в производстве ароматов The House of Oud используется более 1500 составляющих, которые поступают от полутора сотен поставщиков: например, базилик закупают на Сицилии, лаванду – в Грассе, шафран – в Индии, а герань – в Египте и на острове Пантеллерия.

Интересно, что тираж первого аромата, который предназначался в подарок друзьям на Рождество, составил всего 150 экземпляров. «Мы вложили в эту историю всю душу и все мастерство, – вспоминает Андреа. – Один из друзей предложил показать аромат на парфюмерной выставке. Нас заметили, оценили, и вопрос о создании бренда возник естественным образом. Принципиальный момент: став бизнесом, мы сохранили подход к производству ароматов – делаем то, что нам интересно, не пытаясь создать бестселлер, угодить публике, завоевать рынки».

Создатель американского бренда Vilhelm Parfumerie шведский дизайнер Ян Вильгельм Альгрен тоже на сразу нашел свою дорогу в мир создания ароматов. Этот человек обладает столь нестандартным взглядом на окружающий мир, что некоторые парфюмерные эксперты даже сравнивают его с пришельцем с другой планеты.

Да и сам путь Альгрена в мир парфюмерии был необычным: он просто однажды выпустил коллекцию кожаных сумок, пропитанных ароматными маслами по аналогии с тем, как это делали кожевенные мастера в XV–XVI веках.

Творческие амбиции Яна Вильгельма воплотились в жизнь, но не так, как он себе представлял: он хотел перевернуть мир современной моды, но вместо этого перевернул свою собственную Вселенную, открыв для себя мир парфюмерии.

Ян Вильгельм Альгрен обладает редким талантом создавать самые невероятные ассоциативные композиции, раскрывая в своих композициях характер личности, которой они посвящены: например, Федерико Феллини, Дэвида Боуи, Греты Гарбо или собственной супруги Полли. Или позволяя почувствовать гений места одной из столиц мира: скажем, Парижа или Лондона.

Кстати, первой профессией упомянутого выше Яна Вильгельма был модельный бизнес: молодой человек сотрудничал в частности с брендом Chanel. Именно такую карьеру изначально выбрал для себя и американский парфюмер Крис Коллинз, создавший в 2018 году одноименный парфюмерный бренд Chris Collins.

А ведь о стезе парфюмера Крис Коллинз в детстве и не мечтал. Его привлекали другие, спортивные подвиги – он выступал за баскетбольную команду родного колледжа, – а сердце лежало к профессии врача.

Правда, колледж, где молодой человек изучал психологию и биологию, Коллинз даже не закончил: с намеченного пути его увели увлекательные рассказы модельного агента, разыскивавшего для бренда Ralph Lauren новые лица. В модельном бизнесе Крис Коллинз задержался на целых двадцать лет, приняв участие в шестидесяти рекламных кампаниях.

Однако на смену карьеры его вдохновили не парфюмерные композиции Ralph Lauren, а знакомство с Килианом Хеннесси. Проведя два года в Грассе, Крис выпустил коллекцию ароматов Renaissance Collection, за которой спустя год последовала коллекция Dark Romance, а в 2021 году увидела свет Rubeus Collection.

Крису Коллинзу удалось создать свою парфюмерную реальность. Его ароматы Harlem Nights и Danse Sauvage зовут нас на вечеринки в бары Гарлема времен двадцатых годов, в период начала сухого закона, когда в подпольных барах играли джазмены, а вся атмосфера искрилась чем-то неудержимо манящим и запретным. Эти композиции словно пропитаны джазовой музыкой, коньяком, ромом, виски и ароматом листьев коки. Ну а парфюмерная вода African Rooibos стала ольфакторным воплощением теплого ветра, который несет в себе аромат листьев чая ройбуш и кедровой рощи с южноафриканских гор.

Парфюмер из Турина Серджио Момо, создатель Xerjoff и Casamorati, изначально выбрал для себя профессию дизайнера, однако мир ароматов будоражил его воображение с самого детства.

Закончив школу искусства и дизайна, Серджио задумался о том, как соединить эти два близких ему мира, однако впоследствии целиком отдал себя во власть парфюмерии. В 2004 году он создал собственный парфюмерный дом Xerjoff и подарил нам целое созвездие шедевров.

Итальянского парфюмера вдохновляют литература, история, глубокие эмоции и путешествия. Флаконы из кварца, хрусталя и муранского стекла, украшенные рубинами, осколками метеорита и сусальным золотом; духи, посвященные восточным странствиям Ибн Баттуты, опере «Тоска» Пуччини, «Пиковой даме» Пушкина и даже Дону Корлеоне, – таковы парфюмерные творения Момо.

«На мой взгляд, есть что-то общее между созданием парфюма и живописного полотна: вдохновение, подбор красок, ручная работа, – полагает Серджио Момо. – Я много лет изучаю историю парфюмерии и постоянно путешествую в поисках впечатлений и редких ингредиентов. Наверно, я мог бы создать альтернативные карты городов – ольфактивные».

Связь между парфюмерией и живописью очевидна не только для Серджио Момо. «Ароматы, которые звучат на теле, но созданы для души и воплощают гармонию между нашим внутренним и внешним миром» – так звучит артистическое кредо творческого тандема художников, дизайнеров и парфюмеров Франсиса Миллера и Патрика Берто.

Дизайнерский дуэт объединился под эгидой собственного бренда еще в 1985 году, а вскоре пришел и к созданию ароматов.

Верные своей артистической природе, Миллер и Берто называют ароматы красками жизни. Сюжеты своих ольфакторных холстов тандем черпает из многочисленных путешествий.

Например, Study #23 Newsletter воссоздает ароматную картину Индии на закате, когда в вечернем, нагретом солнцем воздухе смешиваются запахи индийских благовоний, цветочных лепестков, тибетских кедровых углей, а композиция New Study/Postcard соткана из впечатлений от поездки на Балеарские острова. В композиции слышны ароматы грейпфрутов, персиков, инжира, кокосов, нагретых на солнце, омытых свежестью морского бриза и оттененных нотами сочных трав.

(Как потратить», Санкт-Петербург, 2021 г.)