«Выгодные» предметы роскоши: что это?

Список возглавили винтажные вина

По данным аналитиков компании Knight Frank, винтажное вино – новый лидер индекса инвестиционной привлекательности предметов роскоши KFLII (Knight Frank Luxury Investment Index). По итогам I полугодия актив обогнал в цене лидеров прошлых лет (женские сумки марки Hermes и виски). За год вино подорожало на 13%, а за десятилетие – на 119%.

Второе место в индексе KFLII занимают часы. В течение года цена лотов увеличилась в среднем на 5%, а за минувшие десять лет рост составил 87%. Стабильно устойчивые позиции на рынке занимают Rolex и спортивные модели часов. Наиболее заметным в последние месяцы было повышение цен на самые редкие часы необычной формы – модели Cartier 1950-х и 1970-х годов, показавшие отличные результаты на аукционах.

Замыкают тройку лидеров классические автомобили. Согласно значениям индекса HAGI Top, отображающего динамику стоимости редких авто и мотоциклов, цена самых редких и востребованных для коллекционеров автомобильных лотов поднялась на 4% в течение года, а рост за десять лет составил 180%. Самыми заметными аукционными сделками в 2021 году стали: продажа за $20 млн McLaren F1, а также продажа Ferrari F40 за $2,9 млн.

Чем же привлекательны предметы роскоши для состоятельных инвесторов? «В целом предметы роскоши – это потребительские товары так называемой второй необходимости, обладающие значительной стоимостью и востребованностью, обладание ими свидетельствует о статусе владельца, – отмечает Артём Клыков, MBA, PhD, эксперт в сфере гостеприимства, директор по развитию Международного университета SWISSAM. – Прежде всего такие товары характеризуются высокой ценой, а также качеством, эстетикой, эксклюзивностью, оригинальностью и определенным символизмом, связанным, как правило, с образом жизни и ценностями потребителя».

Аутсайдеры рейтинга 2020 года, предметы искусства начали весной 2021 года активно восстанавливать свои позиции благодаря свершившимся крупным сделкам: в мае объем транзакций на мировых аукционах предметов искусства составил почти $3 млрд. По информации от экспертов рынка, одной из самых дорогих работ стала картина In this Case Жана-­Мишеля Баскии, проданная на аукционе Christie’s в Нью-­Йорке за $93 млн, а в сегменте стрит-арта нашумевшая работа Бэнкси Girl with Ice Cream on Palette была продана почти за $1,5 млн.

Поскольку предметы роскоши относятся к альтернативным активам, их добавление в портфель может улучшить эффективность инвестиций

2021 год открыл для покупателей рынок криптоискусства. Цифровые произведения, закодированные в блокчейне в качестве NFT (невзаимозаменяемые токены), были реализованы за десятки миллионов долларов США на аукционах в США и Великобритании.

Инвестиционные аналитики обращают внимание на ряд минусов с точки зрения прямых инвестиций в предметы роскоши: это материальные активы с высокой стоимостью и достаточно низкой ликвидностью – их продажа может занять время, а сами они могут требовать специальных условий хранения; кроме того, для грамотного инвестирования необходимо обладать специализированными знаниями.

«Покупать напрямую бутылки вина, виски или дизайнерские сумки с целью инвестиций –неоднозначное решение: не факт, что подорожает именно тот самый купленный экземпляр, а сам процесс продажи предмета роскоши может быть долгим и непростым», – отмечает Станислав Смирнов, эксперт в сфере гостеприимства, организатор Петербургского ресторанного фестиваля.

Для рядовых инвесторов существует и другой способ вложения в сегмент люкса – непосредственно в бизнес самих производителей предметов роскоши. Безусловно, строить свою инвестиционную стратегию только лишь на предметах роскоши нецелесообразно, их предпочтительно считать альтернативными активами или диверсификаторами, улучшающими эффективность портфеля. Среднегодовая волатильность большинства предметов роскоши обычно не превышает 5–10%.

«Биржевой индекс S&P Global Luxury включает в себя 80 компаний, занимающихся производством и продажей предметов роскоши. Согласно экспертным данным, на горизонте 10 лет этот индекс показал среднегодовой рост 11,72%, в то время как S&P 500 вырос на 12,11%, – констатирует Владимир Цупров, управляющий директор по инвестициям ТКБ Инвестмент Партнерс. – При этом в период 2011–2015 годов индекс роскоши обгонял широкий рынок, но ближе к концу бизнес-­цикла уступил ему по причине своей цикличности: он лучше растет на ранних стадиях делового цикла, когда экономика восстанавливается, и замедляется по мере приближения к рецессии».

Однако известно, что даже во время кризиса состоятельные люди обычно не отказываются от своих привычек: их капитал позволяет поддерживать свой образ жизни, не отвлекаясь на экономическую конъюнктуру. Помимо фондов существует возможность вой­ти в этот сегмент и через покупку акций компаний-­производителей, доступных рядовому инвестору. Поскольку предметы роскоши относятся к альтернативным активам, их добавление в портфель может улучшить эффективность инвестиций. Стоит помнить и о том, что покупка предметов роскоши напрямую – это вложение в эксклюзивные материальные активы. У такого решения есть минусы: низкая ликвидность, необходимость хранения и высокий порог входа.

(Как потратить», Санкт-Петербург, 2021 г.)