Что ждет модные товары на маркетплейсах?

Говорит Аскар Рахимбердиев, CEO «МойСклад»

Количество модных селлеров на маркетплейсах сокращается, большинство из тех, кто в конце 2010-х перешел с Амазона на перспективные тогда Ozon и Wildberries, совершают обратный маневр. И тому есть причина: продавцы предпочитают не рисковать и понаблюдать за дальнейшим развитием событий. По нашим данным, количество продавцов одежды в онлайн гипермаркетах уменьшилось уже в марте этого года по сравнению с февралем на 11,6%.

Селлеры с хорошим зарубежным торговым бэкграундом возвращаются в долларовую среду – стабильный для них рынок, в основном на Амазон, и строят логистические цепочки напрямую из Китая в США, минуя РФ. Несмотря на то, что за время их отсутствия на Амазоне торговать стало сложнее (аккаунты чаще блокируют, их приходится перерегистрировать), селлерам проще решить эту проблему, чем столкнуться с отсутствием спроса и невозможностью доставить оплаченную продукцию в Россию.

Немалый процент российских селлеров пробует себя на турецких маркетплейсах. Турецкий рынок маркетплейсов стремительно растет: эксперты прогнозируют, что к 2030 году Турция войдет в топ-5 мировых экономик — эти неплохие перспективы и привлекают новых игроков.

В настоящий момент российские рынок покинули многие крупные бренды одежды и обуви. А оставшиеся продавцы определенно пересмотрят и сократят ассортимент. Но если учесть, что годовой оборот рынка одежды, обуви и аксессуаров в РФ, по данным основателя платформы Beinopen Алексея Баженова, составлял 2,6 трлн руб., а доля импорта доходила до 82%, то высвобождается огромная ниша. Освоить её и предстоить отечественным бизнесменам.

Потребность в шопинге у людей, скорее всего, останется (к росту цен покупатели всегда адаптируются), а вот удовлетворить ее станет сложнее. Проблема будет в банальном отсутствии товара. Запасы на складах закончатся, а поставки нового приостановятся из-за разрыва логистических цепочек и проблем с оплатами. В итоге возникнет дефицит, который уже понемногу ощущают многие селлеры.

Первое, что приходит на рынок при таком запустении и невозможности восстановить логистику – контрафакт, который можно быстро и дешево привезти мешками. Пока сложно прогнозировать его объем и масштабы, но появится он точно.

Следующий этап – последовательная миграция брендов. На место столичных европеизированных продавцов, направившихся на запад, придут небольшие региональные.

Покупательная способность населения будет сокращаться, а потребность в модных дизайнерских вещах останется. Выходом могут стать секонд-хенды, fashion-комиссионки и блошиные рынки, где можно купить брендовые вещи в очень неплохом состоянии и значительно дешевле, чем новые. В таких условиях формат премиальных «комиссионок» станет очень востребованным. Безусловно, рост цен не обошел и вторичный рынок одежды — от 20 до 40%. А учитывая проблемы с логистикой, дефицит товара наметился и здесь.

В целом нас ждет общее снижение потребления. Часть потребителей высокого ценового сегмента умерит амбиции и переместится в средний. Тем, кто привык одеваться в H&M и Uniqlo, вероятнее всего на помощь придет недавно легализованный параллельный импорт, а также вполне приличные турецкие бренды, хоть и малоизвестные в России, но получившие теперь все шансы на успех. А вот бюджетную нишу, по крайней мере на первом этапе, с высокой долей вероятности займет именно контрафакт.

Спасет модный рынок не Китай, как принято считать, а Турция и Киргизия. Те селлеры, которые работали с Китаем, скорее всего, продолжат это делать. А вот новые ниши проще организовать от более близких соседей, Китай перегружен и логистика оттуда дольше и сложнее.

Например, Михаил Ситников, основатель бизнес-клуба «Точка развития», констатирует, что товарооборот с Турцией за последние месяцы увеличился в несколько раз. Идет массовое замещение турецкими товарами всего, что покидает Россию. На поиск новых поставщиков туда отправилось такое количество российских бизнесменов, что в агентствах перестало хватать переводчиков, сопровождающих их на фабрики.

Вполне возможно, что многие позиции в категории одежды и обуви закроет именно Турция. В ее пользу говорит и весьма приличное качество, и адекватные, даже с учетом курса валют, цены, и полная готовность к продвижению: к каждому товару предлагается бренд-бук, описание, профессиональные фото и видео. Остается только перевести все медиа-файлы на русский и продавать.

Рост цен и курса валют, а также проблемы с поставками – вещи неприятные, но они будут способствовать локализации производства в России.

Другой вариант – налаживание поставок из Бишкека, который очень недооценен поставщиками. В Киргизии более 3000 швейных производств, 1500 из них работает неофициально. Все они очень гибкие и готовы подстраиваться под заказчика, вплоть до того, что шьют одежду по фотографии.

При этом стоимость изделий существенно ниже, чем в Турции и Китае. Например, цена офисной юбки «карандаш» в зависимости от ткани и качества варьируется от 200 до 400 рублей. Правда, бизнес здесь начинать лучше с сопровождением – местным байером. Он поможет сориентироваться в региональных тонкостях и не нарваться на обман. Найти такого можно в Telegram, раньше подобных предложений было много в запрещенном теперь Instagram.

Первое, что нужно сделать – отправиться с ним на Дурдой, крупнейший вещевой рынок Средней Азии. Байер за такую прогулку возьмет в среднем 5000 рублей в день и найдет прямого поставщика, а не перекупщика. С представителем фабрики договариваются о поставке товара прямо на рынке, если нужна небольшая тестовая партия.

Дальнейшие действия по заказу, получению и отправке продукции в Россию можно поручить байеру – за 2% от суммы сделки. Впоследствии, если все устраивает, более крупные заказы оформляются на самом производстве.

По данным аналитического сервиса MPSTATS, с 17 февраля по 23 марта 2022 года одежда на Wildberries подорожала на 25,3%, основной рост пришелся на мужскую – плюс 33%. Некоторые селлеры повышали цены плавно, чтобы не шокировать покупателей, – процента на 3 ежедневно. Другие, завоевывая рынок, подняли их только на разницу в стоимости закупки. Третьи увеличили ценник в 2 раза и сразу ощутили падение заказов на 30-40%.

Так или иначе снижение спроса почувствовали практически все, кто не торгует товарами первой необходимости. Так, с 3 по 9 марта продажи взрослой одежды упали на 19,6%, а с 17 по 23 марта – на 22%. Уменьшилось и количество самих продавцов – больше всего в категории одежда – на 11,6%.

Рост в ближайшее время возможен только у компаний, имеющих свое производство и не зависящих от импортных комплектующих. Но таких на нашем рынке немного, менее 20%. До сих пор российский бизнес практически не занимался развитием этого направления, у нас практически нет ни собственного сырья, ни производственной базы, потому что ниша была прочно занята международными игроками.

Сегодня у отечественной фешн-индустрии, особенно у малого и регионального бизнеса, появился реальный шанс. Рост цен и курса валют, а также проблемы с поставками – вещи неприятные, но они будут способствовать локализации производства в России. Спрос на одежду, обувь и аксессуары рано или поздно восстановится, поэтому самое время делать инвестиции, выстраивать сырьевые цепочки и готовиться к запуску нового производства.

Читайте также