Духи с историей: Houbigant

Как построить солидный бизнес на эфемерной основе

Божественные ароматы, созданные кудесниками из Houbigant, стойко держатся на капризном и во всех смыслах летучем рынке парфюма не годы и десятилетия – почти два с половиной века!

Многие некогда знаменитые фирмы за это время прекратили свое существование, а детище Жан-Франсуа Убигана по-прежнему балует обладателей тонкого обоняния своими неповторимыми букетами. Даром что всю последнюю четверть тысячелетия знаменитый парфюмерный Дом экспериментировал с ароматами в городе Грассе на Французской Ривьере, по праву носящем титул мировой столицы парфюма.

И своей эмблемой выбрал корзину живых цветов, которыми славен Грасс: жасмина, лаванды, туберозы, акации, мирта.

Места надо знать!

Уникальные природные условия городка, прилепившегося к скалам, нависающим с севера над тогда еще мало кому известными Каннами, раньше парфюмеров распознали и научились использовать в своем ремесле местные мастера кожевенного дела. Моду на изящные перчатки (для дворян обоего пола), богато украшенные ремни и дамские сумочки привезла с собою во Францию супруга Франциска I Екатерина Медичи.

Кожевенное производство испокон веков сопровождалось запахами не самыми приятными, да и тогдашнее общее состояние гигиены на новой родине итальянки, мягко сказать, оставляло желать лучшего. Поэтому всю эту новомодную продукцию по необходимости начали ароматизировать. Главным естественным ароматизатором была бурно произраставшая на юге Франции душистая лаванда, завезенная в страну маврами еще в XVI веке.

В начале века следующего французский король даровал все причитающиеся привилегии новой гильдии – «перчаточников и парфюмеров». Постепенно в городке наладилось и собственно парфюмерное производство, и с конца XVIII века Грасс никому не уступал титула «города парфюмеров», вотчины таких знаменитых фирм, как Fragonard, Molinard, Galimard. И Houbigant – несмотря на то что магазин основателя фирмы был открыт (и по сей день находится) в Париже, во всех справочниках главу фирмы именуют не иначе как «Убиган из Грасса».

Сегодня в этом городе производится более двух третей всех французских ароматических веществ для парфюмерной и пищевой индустрии – одного жасмина в год собирают почти 30 тонн! Ароматы, поставленные на коммерческий поток, ежегодно приносят местным производителям более полумиллиарда евро. И туда же, в Грасс, ежегодно отправляются на учебу или стажировку все «носы» (les nez) – будущие и действующие дегустаторы, способные различать более 2000 запахов.

Подобно герою известного романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» (и не менее нашумевшего одноименного фильма), Жан-Франсуа Убиган происходил из социальных низов. Он родился в Париже и там же получил свое «профессиональное» образование: появившись на свет 21 декабря 1752 года в бедной семье (отец и мать служили прислугой у богатых аристократов), мальчик, с малолетства обладавший редким даром обоняния, был представлен матерью ее хозяйке – герцогине Шаро.

Как и все парижские модницы той поры, благородная дама была без ума от духов, помад, пудр, мыла, ароматизирующих растительных масел и прочей тогдашней косметики и парфюмерии, с помощью которой можно было хоть ненадолго отбить «естественный» запах парижских улиц. И желание молодого слуги (как и героя упомянутого романа) постичь секрет «абсолютного аромата» пришлось его госпоже по вкусу.

Легенда гласит: якобинцы, задержавшие короля и Марию Антуанетту после знаменитого побега, узнали королеву по запаху духов от Houbigant…

По протекции герцогини Убиган был принят на обучение в соответствующую гильдию и после четырех лет учебы и еще трех, проведенных на положении подмастерья, получил заветное звание мастера. Заплатив (и недешево) за соответствующую лицензию, 23-летний новоиспеченный парфюмер выбрал для своего первого магазина улицу Фобур-Сент-Оноре.

Сегодняшний престижнейший район Парижа в те времена только входил в моду – там бурно строились помпезные особняки («отели») будущих клиентов Houbigant, впоследствии ставшие парижскими достопримечательностями (достаточно назвать один Hôtel d’Evreux, из коего со временем вырос Елисейский дворец!). Так что с выбором места Убиган не прогадал – и в 1775 году начал торговлю товарами собственного производства. А именно: «духами, пудрами, мазями, помадами, притираниями, мылом, душистыми лосьонами, перчатками, митенками (дамскими кружевными перчатками без пальцев), губками, зубными щетками, изделиями крупной вязки с кожаными вставками, а также подарками и свадебными аксессуарами».

Тогда же фасад дома № 57 по улице Фобур-Сент-Оноре (в 1806-м, когда парижские улицы были заново «оцифрованы», дом стал номером 19) украсила мозаика с изображением той самой вазы с цветами – по корпоративной легенде, именно с ней молодой парфюмер впервые пересек порог своего магазина. Который, кстати, первоначально так и назывался – A la Corbeille de Fleurs («Корзина цветов»). А сами духи с тех пор создавались в уже упомянутой столице парфюмеров – Грассе.

Сладкий аромат власти

Вскоре к Убигану зачастила тогдашняя VIP-публика – парижская знать, включая августейших особ, а после драматических революционных пертурбаций на рубеже XVIII и XIX веков – «новые французские» богачи. Торговые книги Дома Houbigant демонстрируют рекордные прибыли в период с 1877 по 1782 год. Успеху предприятия послужила и женитьба в 1781 году главы фирмы на дочери одного из его бывших наставников, известного парфюмера мэтра Дешана. Лишь спустя девять лет у Жан-Франсуа Убигана появился наследник – Арман-Гюстав.

К этому времени обстановка в стране, казалось бы, совсем не располагала к утонченности и праздности, непременным условием которых была «высокая парфюмерия», производимая Убиганом и его коллегами. Революционерам-якобинцам дорогой парфюм был действительно ни к чему: их больше опьянял и возбуждал запах крови пользовавшихся духами «врагов народа». По неподтвержденной легенде, королевская чета после знаменитого побега из дворца Тюильри была задержана якобинцами в городе Варенне, потому что Марию Антуанетту узнали по запаху «королевских» духов от Houbigant…

Зато последующие сильные мира сего – нувориши, вышедшие на авансцену во времена термидора (контрреволюционеры, впрочем, тоже не жалели крови поверженных врагов), Директории, консулата, конкордата и завершившей череду потрясений империи Наполеона, – как оказалось, в продукции парфюмеров нуждались даже в еще большей степени, чем во времена царствования Бурбонов.

И не только на шумных придворных балах, но и на полях сражений! По слухам, один из наполеоновских генералов приказал освежить своих солдат одеколоном перед тем, как послать их в бой. Сам же император, сделавший Убигана своим придворным парфюмером, стал одним из главных невольных «промоутеров» его продукции во время завоевательных войн в Старом Свете. Известно, что и позже, во времена «Ста дней», вернувшийся на трон император не прекращал делать покупки в магазинчике на улице Фобур-Сент-Оноре.

Хотя, конечно, главным венценосным «постоянным клиентом» дома Houbigant во времена Империи стала императрица Жозефина – как и другие члены тогдашней придворной «тусовки», называвшие себя мюскаденами (les muscadins), императрица-креолка обожала парфюмерию с ароматом модного тогда мускуса.

В числе преданных поклонников парфюмерии Houbigant были Наполеон I, Луи-Филипп Орлеанский, его мать принцесса Аделаида, Наполеон III с супругой, а также британская королева Виктория и русский император Александр III

Однако год получения высшей привилегии – звания поставщика императорского двора – стал для Жан-Франсуа Убигана последним: 22 октября 1807 года прославленный парфюмер отошел в мир иной в возрасте 55 лет. У руля семейного дела встали его вдова (вскоре вторично вышедшая замуж за главного управляющего своей фирмы) и сын. Арман-Гюстав Убиган (1790–1863), продолжая возглавлять парфюмерный Дом, прославился еще в двух ипостасях – как художник и как политик. Он стал кавалером ордена Почетного легиона и под конец жизни служил мэром города Ножан-сюр-Уаз, где и умер.

К тому времени Дом Houbigant успел стать поставщиком дворов многих европейских монархов и членов их семейств – кроме Наполеона I этот почетный титул даровали фирме сменившие императора на троне Луи-Филипп Орлеанский, его мать принцесса Аделаида, Наполеон III с супругой принцессой Евгенией, а также британская королева Виктория и русский император Александр III. Специально для супруги последнего – императрицы Марии Федоровны – фирма создала духи Bouquet de la Tsarine («Букет царицы»).

Изысканный парфюм на сеновале

В конце позапрошлого века к семейному делу Убиганов присоединился «человек со стороны» – в 1880 году совладельцем фирмы стал начинающий парфюмер Поль Парке. Несмотря на «детский» – для мэтра! – возраст (ему тогда не было и двадцати), Парке оказался настоящей находкой для Houbigant, через два года создав одно из самых знаменитых творений Дома – мужской парфюм Fougère Royale. Достаточно сказать, что этот шедевр продержался на рынке восемьдесят лет.

Название переводится как «Королевский папоротник», и в том-то весь фокус: это растение, как известно, при всей своей внешней красоте практически лишено запаха! А аромат выпущенного в 1882 году парфюма современники оценили как божественный. Что нескромно подтвердил и сам автор «одухотворенного» шедевра: «Если бы Господь решил наделить папоротники ароматом, то они бы пахли примерно тем же».

Для создания неожиданного букета Парке пошел на форменное потрясение основ в парфюмерии – если не на внутрицеховую революцию. Он впервые в мировой практике добавил к натуральным растительным ароматам (дубового мха, герани, бергамота, лаванды, цитрусовых) еще один – синтетический. А конкретно – бесцветные кристаллы кумарина, имеющие запах свежескошенной травы. Кумарин -– или, по-научному, лактон (сложный эфир) о-оксикоричной кислоты – содержится во многих растениях, в частности в представителях семейства астровых: гербере, ромашке, тысячелистнике и других. И никому до Парке не приходило в голову, что на столь приземленной – во всех смыслах – базе можно создать настоящее чудо, положившее начало целому направлению в haute parfumerie – искусстве высокой парфюмерии.

Однако совладелец и главный «креативщик» Houbigant с блеском доказал, что можно. Мода на «папоротниковый одеколон» захватила не только французский высший свет, но и творческую парижскую богему. Страстным поклонником Fougère Royal был, в частности, писатель Ги де Мопассан, знавший толк в прелестях жизни.

Однако Парке своим первым успехом не ограничился, подарив Дому Houbigant и миру еще несколько ароматных шедевров с использованием синтетических ингредиентов. В 1896 году были выпущены духи Le Parfum Ideal, в 1907-м – Violette Pourpre («Пурпурная фиалка»), а в 1912-м – Coeur de Jeannette («Сердце Жанетты»). Последние духи мастер создал за четыре года до своей кончины.

К тому времени штат Дома пополнился наследником дела Убигана и Парке – талантливым химиком-самоучкой Робером Бьенеме. Именно ему впервые в истории парфюмерии удалось изолировать отдельные «ароматные» молекулы от обычно окружающего их дурно пахнущего «шлака».

И в том же году, когда в продажу поступило последнее творение Парке, – в 1912-м – состоялся столь же впечатляющий дебют Бьенеме. Это были первые духи с «многоцветным» букетом ароматов (включая синтетические), которые так и назывались: Quelques Fleurs («Несколько цветов»). Из естественных ароматов в букете присутствовали сирень, жасмин, орхидея и фиалка, причем последняя была представлена не душистыми цветами, а листьями! Успех духов был столь неоспорим, что спустя семь десятилетий, в 1985 году, Дом Houbigant создал не менее успешный «ремейк» – Quelques Fleurs l’Original.

Запах свежести после грозы

Традиция открывать парфюмерные таланты была продолжена и после ухода Бьенеме. Почти на полтора десятилетия эстафету приняли два других парфюмера, прославившиеся как раз работой в Houbigant, – Поль Швинг и Марсель Билло. Последнему фирма обязана очередной сенсацией – выпущенными в 1941-м духами Chantilly, в букете которых присутствовали бергамот, лимон, специи, красная гвоздика, жасмин, роза, цветы апельсинового дерева, мускус, дубовый мох, ваниль, кора сандалового дерева и экзотическое растение из Юго-Восточной Азии иланг-иланг (кананга душистая). И это творение парфюмерного искусства породило собственные ремейки – в 1985-м и 1998-м (Quelques Fleurs Royale).

К концу прошлого века слава Houbigant шагнула далеко за пределы Франции. Офисы фирмы были открыты не только в странах Европы – Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Италии, Нидерландах, Испании (позже – в Польше и Румынии), но и на других континентах – в США, Латинской Америке, Австралии, Японии и Китае.

Но тогда же для прославленной фирмы началась пора неудач – не столько на творческом (парфюмерном), сколько на бизнес-фронте. Финансовые трудности испытывала вся французская парфюмерная индустрия, заметно уступавшая напору дешевых и оттого более востребованных марок от европейских, американских и азиатских производителей. Увы, время «эксклюзива для коронованных особ» безвозвратно уходит, с этим ничего не поделаешь…

Вот и наделавшая долгов американская «дочка» Houbigant в 1993 году не нашла иного выхода, как укрыться за спасительной 11-й статьей Кодекса США о банкротстве (добровольное объявление банкротства, допускающее финансовую помощь на реорганизацию и последующее восстановление деятельности компании). И годом позже продала лицензию на свою продукцию и торговую марку компании-стартапу Renaissance Cosmetics, Inc. – но и та, не просуществовав пяти лет, также обанкротилась.

И все же, несмотря на наметившийся тотальный упадок «культуры обоняния», гранды французской haute parfumerie по-прежнему стараются высоко держать нос. Сегодня продукция Houbigant, производимая по оригинальным рецептам семьей Перри (ее достойный представитель Мишель Перри, друг семьи Убиган, после многих лет переговоров и уговоров сумел-таки в 2005 году получить полный контроль над Houbigant, включая право на использование имени бренда), по-прежнему в цене. И от содержимого фирменных стеклянных флакончиков все так же дух захватывает – во всех смыслах.

Читайте также