Зеленые гранаты Урала

Компания «Полдневской демантоид» и бренда Liza Borzaya вернули славу местному драгоценному камню

Те, кто читал повесть писателя Александра Куприна «Гранатовый браслет» 1911 года наверняка помнят, как ее героиня, княгиня Вера Николаевна Шеина, получает в подарок украшение: «Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат...» Но не все знают, что речь в этих строках идет именно о демантоиде, драгоценном камне непростой судьбы. 

В российско-советской минералогии принято считать, что месторождение неизвестного ранее зеленого прозрачного драгоценного камня было открыто в 1874 году на Южном Урале, недалеко от Екатеринбурга, на реке Бобровке, в золотоносных россыпях. 

Вскоре его залежи были обнаружены в том же регионе, близ деревни Полдневая – и сегодня российская добывающая компания «Полдневской демантоид» остается одним из крупнейших поставщиков ярко-зеленого граната, несмотря на то, что позже его нашли на Камчатке, на Чукотке и в Мурманской области.  

Своим названием демантоид обязан Нильсу Густаву Норденшёльду, финскому минералогу и горному инженеру, который служил в Российской империи. И тут в силу вступает вторая версия происхождения камня: якобы еще в 1860-х годах Норденшёльд прибыл по контракту на Нижнетагильские рудники, принадлежавшие Демидовым, и в районе Бобровско-Елизаветинского месторождения обнаружил зеленый гранат, редкий и дорогой. 

Так или иначе в истории осталось название «демантоид», или «алмазоподобный». И оно много говорит о характеристиках камня: показатель преломления и дисперсии (то есть способности разлагать видимый свет на спектральные тона) у демантоида выше, чем у алмаза, и потому игра света в его гранях проявляется сильнее, чем у бриллианта. 

У демантоидов есть еще одна уникальная особенность – включение в тело камня волокон биссолита, которое дает визуальный эффект, называемый геммологами «конский хвост», и очень высоко ценится

Благодаря своим выдающимся достоинствам камень был признан открытием Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года, а после Всемирной выставки в 1889-м стал модным среди знати. 

Но несмотря на стремительную и заслуженную славу, во второй половине XX века драгоценный камень был забыт, и лишь недавно началось его второе рождение. После открытия в 1990-х месторождений демантоидов в Намибии и на Мадагаскаре, эксперты вдруг вспомнили, что качество уральских камней на порядок выше, – это и породило резкий мировой рост цен на эталонные образцы. 

Причем в России наш родной демантоид до последнего времени не ценили так, как он того достоин. Несправедливое положение дел призван исправить союз ювелирного бренда Liza Borzaya и компании «Полдневской демантоид». 

«К этому драгоценному камню я приглядывалась давно. Мне нравился его спокойный травянисто-зеленый цвет, какого не бывает у изумруда, – рассказывает Елизавета Борзунова, владелица и креативный директор марки Liza Borzaya. – И когда «Полдневской демантоид» предложил нам сотрудничество, я согласилась мгновенно. У демантоидов есть еще одна уникальная особенность – включение в тело камня волокон биссолита, которое дает визуальный эффект, называемый геммологами «конский хвост», и очень высоко ценится». 

Премьерой в коллекции «Демантоид» стали украшения в форме клевера – Лиза хотела обыграть эталонный травянистый цвет в растительном сюжете. К дизайну некоторых колец была добавлена дорогая порода дерева бриар, фактура которого подчеркивает интенсивный цвет демантоидов в сердцевине украшения-соцветия. 

Появился демантоид и в классической линии бренда: в длинных серьгах и подвесках. И это только начало совместной коллекции: вскоре крупные экземпляры «алмазоподобных» в 6 и 11 карат должны засиять в единственных в своем роде украшениях Liza Borzaya.

Читайте также