Что будет с индустрией красоты в России?

Рассуждают представители отечественного рынка парфюмерии и косметики

Татьяна Володина, гендиректор компании Л’Этуаль

«На данный момент мы ведем переговоры и обсуждаем решения по дальнейшей работе с партнерами по всему миру, с которыми сотрудничаем много лет, вместе с которыми мы прошли пандемию. Передовая мировая экспертиза в beauty на сегодняшний день сосредоточена в Азии, где у нас есть многолетние стратегические партнеры, с которыми мы продолжим и расширим работу.

Л’Этуаль продолжит работу по расширению ассортимента, включая собственные торговые марки как под брендом Л’Этуаль (Dolce Milk, Soda, Moriki Doriki), так и остальные. На стратегически важные продукты собственных торговых марок (например, тушь и тональные средства) Л’Этуаль будет продолжать сдерживать цены, и они всегда будут доступны для клиентов сети.

Компания также планирует инвестировать в открытие 50 новых флагманских магазинов в этом году, а это возможность для сети быть еще ближе к клиентам и продолжить создавать новые рабочие места по всей стране».

Ирина Синицына, руководитель розничных проектов Molecule

Не хочется думать, что компании, которые сейчас временно приостановили свою деятельность, включая поставки в Россию, закрытие магазинов и он-лайн продаж, ушли с рынка навсегда. Для многих потребителей, большая часть из которых женщины, эту потерю будет очень сложно чем-то восполнить или заменить.

Если сценарий развития событий будет наиболее пессимистичным, то на смену гигантам придут небольшие марки из разных стран, которым раньше было сложно конкурировать с крупными брендами. Вход на российский рынок для большинства таких брендов прежде был практически невозможен или связан с большими затратами.

Сейчас крупные розничные сети будут более лояльными и окажут необходимую помощь и поддержку для продвижения новых, неизвестных ранее марок парфюмерии и косметики. Как говорится, «свято место – пусто не бывает», и я уверена, что мы уже не столкнемся с тем дефицитом, который был в нашей стране в 80-90х годах.

Кроме того, данная ситуация это шанс для российских производителей. Они, в основном, преуспевают в сегменте ухода за кожей и волосами в невысокой ценовой категории. Думаю, что для многих российских производителей, сейчас открываются огромные возможности для расширения своего присутствия и наращивания доли на рынке. Самая большая трудность, с которой могут столкнуться отечественные производители, это импортное сырье, без которого невозможно обойтись в производстве даже самых простых продуктов».

Александр Чупрына, сооснователь бренда Matromi 

Безусловно, возрос интерес к отечественной продукции. Это отличный шанс для производителей показать, что и в нашей стране умеют создавать качественные продукты.

Интерес отслеживается не только в диджитал пространстве, но и в оффлайн точках продаж. Например, все больше российской косметики заполняет полки крупнейших магазинов и салонов России. Также мы на себе ощутили рост внимания от сетей, магазинов, маркетплейсов и блогеров.

Мы работаем с большим количеством салонов по России и следим за деятельностью бьюти-рынка, можем точно сказать, что поднялись цены и на зарубежную косметику, и на отечественную. Такая ситуация происходит в связи с усложнением логистики и поставок, повышением цен на сырье, бумагу и услуг подрядчиков. Мы в свою очередь пока не поднимаем цены и будем стараться сохранять их насколько это возможно».

Юлия Франгулова, гендиректор сети клиник Линлайн

В связи с ростом закупочных цен на зарубежные инъекционные препараты, стоимость конечных инъекционных процедур значительно увеличилась. В дальнейшем это будет побуждать потребителя искать альтернативные уходовые процедуры. Так, мы ожидаем увеличение спроса на аппаратные технологии. Например, уже сегодня посетители клиник готовы заменить ботокс и филлеры на лазерные методики омоложения, и этот тренд будет только расти.

Прогнозировать какие-либо дополнительные глобальные изменения на данный момент сложно, но одно ясно точно: за сокращением доходов населения последует перераспределение личных бюджетов. Потребители будут сконцентрированы на удовлетворении более насущных потребностей, а спектр эстетической медицины значительно сократится. Тем не менее, спрос на красоту и здоровье не исчезнет полностью – даже в странах, длительное время находящихся под международными санкциями, например, как Иран, отрасль эстетической медицины не переставала существовать.

Также возрастающая потребность в экономии денежных средств будет стимулировать рост «серого» рынка, что представляет большую опасность как для пациентов, так и для рынка в целом. Безусловно, мы как представители бизнеса постараемся сделать все возможное, чтобы поддержать индустрию косметологии на хорошем уровне и продолжить эффективное развитие, несмотря на санкции. Для уверенного роста нужна стабильность, а не паника».

Анна Карташова, создатель и креативный директор Annbeauty

Все большие игроки индустрии, скорее всего, перейдут в «параллельный импорт». Будет ли это временная мера или постоянная, пока сказать трудно.

Поставки будут дороже из–за осложнившейся логистики, поэтому ими будут заниматься, вероятно, только крупные игроки. Возможно, развитие через маркетплейсы, такие как Wildberries или OZON, станет активнее, удовлетворяя нужды покупателей.

Небольшим бизнесам в этой ситуации будет сложнее. Как и в любой кризис, те, кто слабее и сильнее зависят от конъюнктуры рынка, от регулярных поставок или валютных курсов, испытают сильное давление. Те участники, кто покрупнее, и у кого хорошо налажена логистика, смогут перестроиться в обозримой перспективе. Способность реалистично оценивать и правильно реагировать на обстоятельства и продолжать работу – критерии достижения успеха и в этот раз.

Определенно, того шквала новинок каждую неделю, который был раньше, ждать не стоит. Возможно, сильно сократится количество мероприятий или громких бьюти–запусков.

Немаловажный фактор – поддержка российских брендов со стороны медиа. Приятно видеть, что в последние годы традиционная схема поддержки исключительно западных бьюти–гигантов смещает фокус, то есть редакторы стали обращать внимание и на достойных локальных игроков. Такие инициативы очень радуют, хотелось бы, чтобы их было как можно больше.

Пожалуй, сегодня самым важным фактором является сам продукт. Сегодня мало выпустить модный, но не качественный товар, и после этого надеяться, что реклама сделает его популярным. Сам бренд, его концепция, кропотливая работа над продуктом, сервис – все это очень важно.

Сергей Остриков, основатель Ostrikov Beauty Publishing

«Общие тенденции, конечно, очевидны. Западных брендов будет становиться все меньше, их место будут занимать российские, китайские, турецкие, индийские, тайские и из других развивающихся стран. У российских брендов, с одной стороны, появилось больше шансов занять опустевшие места на полках, а с другой – многие виды сырья стали недоступны и локальные бренды столкнулись с массовым выведением продуктов из ассортимента.

К сожалению, часть российских производителей закроется. В первую очередь, это коснется малого бизнеса, так как он в значительно меньшей степени получает государственную поддержку, чем крупные предприятия. Стоимость денег значительно выросла, кредиты стали менее доступными, скорость оборачиваемости капитала замедлилась – это существенные факторы, ограничивающие рост.

Также малые предприятия не могут добиться такой же низкой себестоимости продукции, как у крупных игроков, а учитывая падающие реальные доходы населения, то очевидно, куда будет перетекать спрос.

Крупным предприятиям также не всем будет хорошо, особенно тем, которые видели свой рост в экспорте на европейские рынки. 

Что лично я ожидаю из хорошего, так это появления российского сырья для изготовления косметики. До начала спецоперации как минимум 90% ингредиентов для косметического производства приезжало из Европы, а когда многие компоненты стали недоступны, заменить его «китайским» оперативно ни у кого не получилось, также есть проблемы с очень длинными сроками его доставки. Думаю, что все это приведет к появлению хотя бы некоторых видов локального сырья, но далеко не все будет реально произвести у нас».

Надежда Степанова, основательница магазина «Бьюти Империя»

«По данным онлайн-аналитики, в 2022 году россияне уменьшили средний чек на уход за собой и покупку косметики почти на 30%. Падение спроса – не единственная проблема индустрии. После введения санкций участники отрасли не могут закупать импортное косметическое сырье и оборудование, в связи с чем вынуждены искать аналоги, заново «собирать» логистику, сокращать списки услуг, корректировать рецептуры. Однако это временные трудности. Новый кризис – не первое испытание для российской индустрии красоты. В 2020 она вошла в список пострадавших отраслей уже в апреле. Нарушились цепочки поставок, потребители сократили расходы. В то же время спрос в сфере к концу пандемии стал восстанавливаться быстрее, чем в других.

Уроки пандемии не прошли бесследно – рынок покинут лишь игроки, которые не создали «подушку безопасности, либо не хотят адаптироваться к новой реальности. Но это только подстегнет его развитие. Потребители же не готовы отказаться от ухода за собой, что подтверждают и данные исследований. В частности, спрос на косметику именно отечественных производителей в 2022 году вырос в 30 раз.

Косметические бренды, сейчас усиленно налаживают связи с поставщиками из Турции и Азии, открывают офисы за рубежом для осуществления оплаты. Большие надежды возлагают игроки сферы и на параллельный импорт».

Читайте также