Русские «перлы»

История жемчуга в России вчера и сегодня

Рассказывает наш коллега, журналист и блогер Кирилл Вишнепольский (канал dzen.ru/zacepilo):

«Драгоценный «Мешочек Иштвана Святого», который долго считали единственной сохранившейся вещью основателя Венгерского королевства (ок. 970/975-1038) – и тот оказался продукцией «одного из больших русских монастырей». Это, видимо, самый древний выживший пример русской вышивки жемчугом, он хранится в Австрии.

Но и в каменных пещерах музеев РФ не счесть жемчужин (хотя одна попытка посчитать удалась — см. ниже).

Недавнее филологическое (!) исследование кириллических текстов, нанесенных на этот мешочек, показало, что он точно сделан где-то у нас на Руси во второй половине 11 века. Причем Иштван (он же Стефан) вряд ли успел воспользовался этой сумочкой – разве что в нем хранили мощи короля.

И первоначальное назначение «мешочка» остается неясным. Но несомненно, говорит музей, что это произведение «высокого ювелирного искусства»: на 1 см золотой вышивки тут приходится почти 700 стежков!

В Венгрию, а потом Австрию мешочек попал еще в старые времена: средневековая Русь была крупным экспортером изделий из жемчуга. Речь, конечно, о жемчуге речном. Он в среднем мельче морского, не такой яркий и не всегда круглый – зато очень подходит для рукоделия.

Жемчужины (в России их также называли «перлы», «жемчужок», «бурмицкое зерно») после извлечения из раковины, как правило, были мягкими. Их «замаривали»: держали сначала во рту (до двух часов!), потом в мокрой тряпке за пазухой, пока не затвердеет.

Где-то на этом этапе серебристое зернышко протыкали иглой, чтобы потом мастерица могла протянуть через него льняную или шелковую нить (впрочем, часто жемчуг просто сверлили).

Вот это, для наглядности – целая коробка продырявленного речного жемчуга. Рабочий запас мастерицы конца 18 – начала 19 вв. Каким-то чудом коробка добралась до наших дней и стала экспонатом.

Прусский экономист Август фон Гакстгаузен, побывавший в России в середине 19 века, писал: «Каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин».

А что тут удивительного: сами же крестьяне этот жемчуг и добывали.

Драгоценный перламутр давали 150 рек и озер России, преимущественно на Севере.

Что-то промысловики оставляли себе, а лучшие экземпляры, например, шли на оклады икон и церковные облачения. Жемчуг в христианской символике – символ чистоты, веры и тайного знания. А для католиков – еще и Христа в чреве Марии.

В знаменитом «Абердинском бестиарии» (сборнике зоологических статей с иллюстрациями, 12 в.) поясняют аналогию: «Когда [раковина] поднимается со своего места отдыха к поверхности моря, она открывает пасть и впитывает небесную росу, а вокруг сияют солнечные лучи; так внутри камня растет драгоценнейшая жемчужина, рожденная из небесной росы и сияния солнца».

Вот, кстати, насчет чистоты. Европейская речная жемчужница (Margaritifera margaritifera) – индикатор экологического благополучия. Она чувствительна даже к жесткости воды, не говоря уж о мазуте, тяжелых металлах и прочих прелестях современного мира.

«В настоящее время европейские жемчужницы редки и находятся под угрозой исчезновения», – пишет энциклопедия. Хоп, и все: этот природный ресурс нашей необъятной, бездонной Земли вдруг исчерпался. Мы сами виноваты: променяли красоту на индустриализацию.

Бодрит одна мысль: зато у нас остался другой ресурс – пусть малооплачиваемые, но самоотверженные работники музеев. В описании той самой коробки с речным жемчугом из Владимира музей спокойно сообщает: «Вес 236 г, общее кол-во 15 690 шт.»

Это ведь кто-то однажды сел поудобнее, да и посчитал все перламутровые крупинки одну за другой! Потрясающе».

От редакции: мы настолько впечатлились прочитанным и увиденным, что решили узнать, как обстоят дела с жемчугом в России сегодня. И вот что мы узнали (подробности – в галерее ниже)...

Читайте также