Дом Lalique отмечает свое 130-летие

Хрустальные шедевры, которые уверенно держат марку

И сегодня, 130 лет спустя с момента появления первого произведения Лалика, хрусталь, который создается под его именем, несет в себе отпечаток неповторимого стиля автора.

Уроженец Шампани, с 16 лет Рене Лалик (1860–1945) учился в Париже у ювелира Луи Окока, посещал Школу декоративного искусства, затем окончил курсы орнаменталистики в Школе искусств в Лондоне, после чего одаренный художник трудился рисовальщиком украшений в Домах Cartier и Boucheron.

В возрасте 25 лет Рене Лалик выкупил разорившуюся мастерскую неподалеку от Вандомской площади и стал работать независимо. Через два года в его новом ателье на улице Четвертого Сентября над украшениями трудилось уже 30 человек.

На Всемирной выставке 1900 года Лалик был провозглашен лучшим ювелиром Франции, награжден орденом Почетного легиона и получил титул «вождя школы ар-нуво». И действительно являлся революционером этого стиля: как никто другой, он использовал в украшениях новые, нетрадиционные для ювелирного жанра материалы.

Но на пике славы Лалик увлекается художественным стеклом. С 1909 года на фабрике в пригороде Парижа Комб-ла-Виль, а затем, с 1918-го, на собственном заводе в Винжен-сюр-Модер в Эльзасе Лалик восстановил старинную венецианскую технику выдувания жидкого стекла в металлическую оправу, практиковал древний способ литья по выплавляемой восковой модели и придал предметам качество изысканной скульптуры.

Не­обычное опалесцентное стекло с нанесенной на него цветной эмалью и сегодня является «секретом фирмы» Lalique.

В 1925 году на Выставке современных декоративных и индустриальных искусств в Париже был представлен весь спектр изделий мануфактуры: вазы, статуэтки, декоративные панно, осветительные приборы, посуда, фигурки для радиаторов автомобилей. По сути выставка стала смотром достижений Лалика и принесла ему статус реформатора в этой области.

В 1930-е и до начала 1940-х годов Лалик занимался созданием символов роскоши эпохи: оформлял интерьеры поезда «Восточный экспресс», трансатлантических пароходов «Норманди» и «Иль де Франс», а также множества гостиниц, ресторанов и современных церквей.

Мастер работал практически до последнего дня жизни и скончался в 1945 году в возрасте 86 лет.

Фирму возглавил его 45-летний сын Марк Лалик, выпускник Школы декоративного искусства, а затем внучка Мари-Клод – оба развивали богатейшее наследие отца и деда и стали создавать произведения уже из хрусталя.

В 1990-х годах дела оставшейся без наследников мануфактуры пошли на спад – фирму выставили на продажу, но в 2008 году ее приобрел швейцарский предприниматель Cильвио Дэнц, знаток творчества маэстро, коллекционер парфюмерных флаконов Лалика, основатель компании Art & Fragrance (теперь – Lalique Group), – и начал новый этап истории Дома.

Сегодня ателье Lalique не только представляет современные вариации шедевров самого Лалика, но и создает новые произведения на те же художественные темы, что и отец-основатель Дома, – обнаженные женские тела, разнообразная флора и фауна – и не боится арт-экспериментов.

Читайте также