Продуктовые рынки класса люкс набирают популярность в Москве

Формат весьма перспективный, уверены эксперты

Даниловский, Усачевский, Дорогомиловский… В конце 1990-х привычных колхозных рынков в Москве было более 200, в 2013 году – уже 60, в 2016-м – всего 11; сегодня почти все они перешли в частные руки. После смены собственников и реконцепции многие из них обзавелись ресторанами, винотеками, кулинарными школами, лекториями и кинотеатрами и превратились в премиальные экобазары: «Цветной food market», Ленинградский, Петровский, «Огород в Горках», Рогожские торговые ряды, Багратионовский.

«На волне стремления москвичей к здоровому образу жизни и правильному питанию мы в последнее время стали часто встречать много новых терминов: фреш-маркет, фуд-маркет, экобазар и т. д. По сути, это фермерские рынки с определенной долей общепита и иногда элементами развлечений», – говорит Полина Жилкина, руководитель отдела ретейл-консалтинга департамента торговых площадей компании JLL.

Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, называет такие рынки концептуальными: в отличие от классических, они делают ставку на стиль жизни, то есть рынок позиционируется как место досуга, а не только покупки продуктов. По словам Александра Шибаева, директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, помимо концепции, они отличаются премиальным качеством и экологичностью продукции, соблюдением санитарных норм, качественной организацией пространства, зонированием, мерчандайзингом, а также наличием складских помещений и организованной зоны отгрузки товаров. «Как правило, такие рынки сосредоточены в периметре Садового или Третьего кольца, где выше стоимость жилья и концентрация людей с хорошим доходом», – подчеркивает Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве. «Они пользуются спросом среди разных групп населения, но преимущественно нацелены на средний класс и middle-up», – объясняет Шибаев.

«Такие рынки пользуются спросом среди разных групп населения, но нацелены преимущественно на средний и up-middle класс»
Александр Шибаев
директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood

К числу таких концептуальных рынков относятся, в частности, Даниловский рынок и Eataly Moscow на Киевской площади, открытие которого запланировано на ближайшие месяцы. Именно они попадают в разряд премиальных.

Искать и внедрять новые форматы владельцев рынков вынудила конкуренция с торговыми центрами и супермаркетами. «Необходимость в качественном изменении возникла в конце 2000-х годов в результате значительного увеличения первоклассных площадей в торговых центрах и морального устаревания рынков и продуктовых ларьков», – комментирует Шибаев. Однако в последние годы наметилась противоположная тенденция – рост популярности концептуальных рынков на фоне супермаркетов с однотипным ассортиментом, где выбор натуральной продукции ограничен, особенно после ввода санкций. «В результате крупные сети потеряли около 7% покупателей, хотя фермерские продукты в среднем дороже», – констатирует Лилит Адибекян, директор по управлению недвижимостью AVICA.

Что в них особенного

Рынок премиум-класса – это прежде всего натуральные продукты, поставляемые напрямую, без посредников. «У собственников есть договоренности с фермерскими хозяйствами и частными производителями из ближайших областей: Калужской, Рязанской, Тверской», – говорит Алексей Гарстуков, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Welhome. На прилавках, помимо привычных овощей, фруктов, мяса и рыбы, представлены домашние сыры, живые раки, трюфели, ремесленный шоколад и мясные деликатесы.

Среди «фишек» таких проектов Шибаев называет также поддержание уютной атмосферы, возможность не только купить качественные продукты, но и продегустировать их. В ресторанчиках, которых множество в таких рыночных пространствах, покупателям с удовольствием поджарят купленные здесь же мясо или рыбу.

Креативный директор Даниловского рынка Ольга Кукоба отмечает еще одну важную особенность рынка де-люкс – возвращение статуса локального центра. По словам Кукобы, за последний год посещаемость выросла в два раза и составляет от 5-12 тысяч человек в день.

Рынки нового типа удалось неплохо интегрировать в действующие торговые центры. Одним из первых и наиболее популярных в Москве еще семь лет назад стал «Цветной Bazaar», позднее переименованный в «Цветной food market» на 5-м этаже одноименного универмага. Здесь есть прилавки с фермерскими продуктами и готовой едой, а также симпатичные ресторанчики и образовательно-развлекательное пространство, где проходят выставки, лекции и воркшопы.

ТОР-10 столичных рынков нового формата

Рейтинг вкусных и дорогих мест на карте Москвы

Читайте также