«Под одеждой. История дизайна нижнего белья»: пикантная выставка в Петербурге

Лондонский Музей Виктории и Альберта уверенно разрушает стереотипы

Выставка лондонского Музея Виктории и Альберта «Под одеждой. История дизайна нижнего белья» приехала в Россию в рамках международного турне. Увидеть ее можно в петербургском музее современного искусства «Эрарта» до 30 июля.

Долгое время история нижнего белья оставалась в обществе практически табуированной темой, вызывая преимущественно эротические ассоциации. Британский Музей Виктории и Альберта взялся разрушить древние стереотипы и представил культурологическую выставку, рассказывающую об эволюции самых близких к телу предметов одежды. Более 150 предметов мужского и женского гардероба, от вышитых вручную английских корсетов XVII столетия до изделий современных корифеев из Agent Provocateur и Vivienne Westwood, призваны показать, как менялась роль нижнего белья на протяжении десятилетий и как вместе с переменчивой модой решались и более глубинные, глобальные вопросы морали, нравов и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

В Лондоне организаторам удалось перебороть первоначальный скептицизм в отношении экспозиции и почти за год показа в Музее Виктории и Альберта выставку посетили более 213 тысяч человек. Большинство экспонатов является собственностью английского музея, некоторые позаимствованы в других хранилищах и модных домах. Российские дизайнеры представлены работой Ульяны Сергеенко.

Одним из главных героев выставки по праву можно назвать корсет. Когда-то для женщины считалось неприличным выйти из дома без этой легендарной детали гардероба. Корсет носили как представительницы знати, так и женщины рабочего класса. На выставке собрано 26 корсетов разных эпох ‒ от XVIII века до 2015 года ‒ из самых разнообразных материалов: китовый ус, лайкра, латекс. Корсеты для беременных и кормящих женщин, корсеты для исправления осанки и более свободные модели начала XX века. Есть и корсет с самой тонкой талией ‒ всего 18 дюймов (45,72 см), принадлежащий современной звезде бурлеска Дите фон Тиз. При этом рядом с уникальными моделями висят рентгеновские снимки деформированных ими органов.

«Революция в истории нижнего белья произошла в начале XX века, когда на смену корсетам пришли бюстгальтеры, ‒ рассказывает куратор выставки Эдвина Эрман. ‒ Тогда корсеты наделили особым эротическим смыслом, который дизайнеры затем активно эксплуатировали в 80-е и 90-е годы. Сегодня мода на корсет возвращается. Он контролирует и поддерживает верхнюю часть туловища, уменьшает талию и поднимает грудь, подчеркивая те части женского тела, которые всегда считались наиболее привлекательными. Сейчас, в эпоху политических, культурных и социальных переворотов, возвращение к корсету ‒ это как некое желание вернуться к традиционным и незыблемым понятиям мужского и женского».

Есть и корсет с самой тонкой талией ‒ всего 18 дюймов (45,72 см), принадлежащий современной звезде бурлеска Дите фон Тиз. При этом рядом с уникальными моделями висят рентгеновские снимки деформированных ими органов.

Экспозиция покажет и эволюцию бюстгальтеров от атласных чашечек с кружевом 1910 года до современных пуш-апов 2000-х, продемонстрирует теплую нижнюю юбку, подбитую гусиным пухом, и легкие комбинации из черного шелка, вошедшие в моду среди аристократок Парижа в конце XIX века. Интересно, что до этого времени нижнее белье, как правило, было из хлопка и белого цвета, как символ душевной и физической чистоты. Кстати, по словам Эдвины Эрман, многие женщины отдавали предпочтение белому вплоть до 1970-х годов.

XX век многое перевернул в отношении нижнего белья, некоторые предметы которого постепенно мигрировали в сферу верхней одежды. Еще в 1911 году Поль Пуаре создал для своей жены платье свободного кроя кремового цвета, больше напоминавшее сорочку. Ив Сен-Лоран пошел дальше, впервые предложив носить корсет как самостоятельную единицу гардероба, Жан-Поль Готье продолжил шокировать мир своими ультрасексуальными моделями, а откровенные наряды главного провокатора британской моды Вивьен Вествуд в 1990-е нередко можно было встретить на посетительницах лондонских клубов.

Между тем выставка «Под одеждой» говорит о том, что роль нижнего белья, по сути, остается неизменной. Во все времена женщины хотели одного: с его помощью быть более привлекательными и желанными, будь то королева Александра, выбирающая чулки с цветочной вышивкой, или Кейт Мосс, поражающая публику своим прозрачным платьем-сорочкой.

Выставка «Под одеждой. История дизайна нижнего белья» в музее «Эрарта» продлится до 30 июля 2017 года. Международный тур – до конца 2018 года.

Читайте также