Тихая экспансия: питерские адреса лучших ресторанов китайской кухни
Что мы знаем о Китае? Огромная страна, древняя культура, длинный список жизненно важных для человечества изобретений. У этого государства сложны и кухня, и язык, и региональное деление.
А еще в Поднебесной самое большое население в мире, которое ко всему прочему еще и одно из самых активных в туристических поездках.
В России наплыв китайских туристов чувствуется с каждым днем все заметнее. Особенно явно он стал заметен, когда даже легендарный универмат ДЛТ выпустил рекламу на китайском языке.
Петербург неожиданно для себя стал приближаться в этом смысле к Сан-Франциско: английский, китайский, русский – все смешалось в одном котле. Вероятно, такой наплыв туристов стал причиной для квантового скачка популярности китайской кухни.
Конечно, речь не только о том, что достаточно консервативные в своих вкусах горожане неожиданно переметнулись на сторону яркой азиатской кухни.
В северных широтах тяга к пряностям носит довольно эпизодический характер. Туристов из Поднебесной с каждым сезоном становится все больше, они-то и задают новый вектор.
Тихая экспансия дала плоды, и вот уже даже местные жители потихоньку пристрастились к вонтонам, утке по-пекински и битым огурцам. Ресторанный бизнес без боя сдался новой экзотике, и за последнее время открылось сразу несколько крупных ресторанов китайской кухни.
Когда-то главным таким рестораном в Петербурге был знаменитый Chopsticks в Гранд Отеле Европа. Сегодня на месте Chopsticks красуется не менее нарядный ресторан Azia – паназиатская кухня в продуманных элегантных интерьерах. В наше время таких китайских заведений, оформленных знаменитыми международными дизайнерскими бюро, стало несколько, не говоря уже о более демократичных.
В том же амплуа парадного Китая работает ресторан Tse Fung, который открылся на улице Рубинштейна несколько лет назад и сразу полюбился гостям. По сути, он занял нишу того же Chopsticks, вернув в город жанр высокой китайской кухни с богатым убранством и четким сервисом.
При этом ужин может уложиться и в не самый «ресторанный» бюджет: цены в меню в широком диапазоне, включая и дорогие блюда из специально выписанных в Петербург продуктов, и более простые и недорогие версии.
Вдобавок меню основано на наименее распространенной в городе разновидности гонконгской кухни. Шеф лепит потрясающие дим-самы, лучшие в городе.
Весомый плюс к роскошному интерьеру, эффектным подачам и редким для города рецептам – внушительная винная карта на большое количество этикеток.
Одним из самых заметных открытий 2017 года стал ресторан «Москва-Пекин». Большое светлое пространство, ручная роспись, позолоченная мебель и щедрый на декор дворцовый стиль.
Главная особенность – меню объединяет европейскую и китайскую кухню. Такой симбиоз исполняют на кухне два шеф-повара.
Правда, кухня все-таки больше тяготеет к Пекину, меню внушительное, как и положено, листать можно очень долго. К числу фирменных блюд здесь отнесли как утку по-пекински, так и турнедо Россини и, что еще более неожиданно, салат оливье.
Кухня удивляет еще и разными аутентичными ингредиентами вроде китайского батата. Подача выверенная и очень классическая, так что здесь легко абстрагироваться от въевшегося в подсознание образа дешевой китайской забегаловки.
Еще одно прибавление в полку – открытие «Китайской грамоты», ставшей вторым петербургским проектом известного московского ресторатора Александра Раппопорта.
Ресторан открылся на месте не менее знакового в прошлом заведения PMI Bar на Мойке. Все три этажа былой вотчины Ивана Березуцкого отданы на откуп шеф-поварам из Китая.
Примечательно, что для воплощения был выбран именно этот концепт, а сверхуспешному Раппопорту в чутье точно никто не откажет. Ресторан запустили еще к лету, только в формате открытой веранды, а осенью он уже предстал во всей красе.
Необъятное меню, набранное мелким шрифтом, рассказывает о кантонской кухне легко и уверенно. Кухню оснастили достойно, чтобы за воки можно было не краснеть. Подкрепили все на сей раз гастрономичными авторскими коктейлями, которые призваны оттенить и сбалансировать азиатский колорит.
По части интерьера вышло тоже весьма затейливо – огромная люстра под потолком сияет и переливается гранями кристаллов, полки заставлены всевозможными азиатскими безделушками, а строгие и аскетичные в своем образе официантки и хостес завершают образ ресторана. Пусть и не совсем по-китайски, зато театрально и очень притягательно.
Говорить о том, что тренд действительно пошел в народ, можно, когда его начинают брать за основу при создании модных гастробаров или кафе.
В конце лета на Большой Морской открылся ресторан Made in China. Аутентично китайского в нем, пожалуй, только название, а меню – сборник всего любимого из последних азиатских веяний: бао, дим-самы, лапша, татаки.
Напитки паназиатские под стать: корейский и японский алкоголь, сверхпопулярные авторские коктейли – обязательная часть любого нового заведения. Их смешивают из восточных нот и вкусов и обязательно дают тематические названия. Тем более очевидной волна интереса становится, когда даже самые именитые шеф-повара Петербурга открывают собственные азиатские места.
Дмитрий Блинов, известный по ресторанам «Тартарбар» и Duo, открыл этим летом на Рубинштейна свой новый, долгожданный для очень многих проект Duo Asia – паназиатский ресторан, в котором, безусловно, нашлось место и для китайской кухни. Duo Asia, наверное, самый нарядный ресторан Блинова, и можно сколько угодно спорить о гастрономической составляющей, напоминая, что шеф не был в Японии или Китае ни разу, а в меню при этом собрал не только азиатские блюда: на бао, лапшу и дим-самы приходится не меньше севиче, тако или поке.
Более примечательно то, что этим открытием он официально задал новый вектор городским форматам: больше Азии, и больше Китая в том числе.
В те же ворота играет и небольшая сеть ресторанов «Нихао», которая входит в китайский холдинг с диверсифицированным бизнесом. Отлично скроенная демократичная линейка, которая незаметно и довольно быстро влилась в ресторанный рынок города, а теперь успешно завоевывает в нем свой сегмент. Два ресторана на Невском, один на Васильевском острове, и не так давно появилась еще одна точка, на Фонтанке.
Совершенно точно, что перед нами китайский ресторан нового образца, который в поведении во многом перенял от Ginza Project – яркие меню с фотографиями, цены среднего уровня, гигантский выбор и активная позиция на расширение.
Очевидно, что при таком подходе сеть может разрастись довольно быстро, так что у нас, как все в том же Сан-Франциско, будут свои фирменные кафе с вонтонами и лапшой. Главное, чтобы и продукты были, как в Калифорнии.
Приятное в сложившейся ситуации то, что меню ресторанов выходят за рамки привычных представлений о китайской кухне. Их палитра из нескольких оттенков в виде кисло-сладкой говядины, курицы гунбао или бананов в карамели расширилась сразу на несколько порядков.
Меняется и представление о том, каким должен быть китайский ресторан. Его все меньше ассоциируют с дешевыми статуэтками, клеенчатыми скатертями или красно-золотым декором.
Китай в Петербурге может быть стильным, современным и высокогастрономичным – и это доказано.