Зачем владельцу сети гастробаров «Раковая» понадобилась нефть

Секрет кроется в... новой книге ресторатора

На литературную стезю Евгений Ничипурук вступил гораздо раньше, чем зародились его бизнес-идеи ресторанов или было создано руководимое им же event-агентство А23. Писать, по его собственным словам, он любил всегда. «Я писал всю жизнь; в детстве сочинял стихи, которые даже публиковались в советских журналах, потом были короткие рассказы», — вспоминает Ничипурук.

В 19 лет Евгений, как и многие его ровесники, увлекался электронной музыкой. Однако молодому человеку недостаточно было слушать самому, ему хотелось делиться эмоциями с окружающими. И тогда он отправился на радиостанцию «Серебряный дождь» в своем родном городе, Волгограде, с предложением о новой программе. «Это был 1997 год, и мне сказали: идея отличная, но денег нет, — рассказывает Евгений. — Предложили стать менеджером по рекламе, найти спонсоров и сделать свою программу. Сейчас я понимаю, что это были просто слова. Но в 19 лет ты веришь, что все возможно и осуществимо. Вскоре у меня действительно была своя программа, потом я стал программным директором, а затем, в 21 год, и генеральным директором радиостанции».

Евгений вел две программы — об электронной музыке и современной литературе. Тогда люди испытывали сильнейший голод и в отношении первого, и в отношении второго. Литературные новинки, позаимствованные из библиотек, Ничипурук зачитывал в эфире своей программы «Темная сторона», знакомя слушателей с зарубежной литературой.

«Однажды, придя в гости к знакомой, я обнаружил, что у ее брата собрана целая коллекция записей моей программы — и это свидетельство того, насколько действительно был дикий голод на актуальную культуру, — делится Евгений. — Мы не думали о коммерции. Нам казалось, мы вершим революцию и меняем мир. Когда-нибудь я обязательно напишу об этом периоде».

В те же годы Евгений активно писал рассказы, которые зачитывал в своей радиопрограмме. Начинающего писателя признали. Слушатели звонили, обсуждали. В 1999 году появилась повесть «Разорванное небо», а в 2003-м – книга «Больно.Ру», собравшая невероятное количество поклонников в Интернете.

В эпоху, когда в России Интернет еще был для многих в диковинку, Ничипурук первым в России создал сайт исключительно для продвижения своей книги. «Мне ежедневно приходили тысячи писем, и я, которому было чуть больше 20 лет, искренне не понимал, что с этим делать, — признается он. — Сначала старался отвечать каждому, но скоро понял, что можно сойти с ума, если близко к сердцу принимать все, что тебе пишут. Тем не менее я старался как минимум поблагодарить каждого написавшего мне».

Книгу распечатывали в самиздатовском формате, передавали друг другу и даже продавали, а вскоре повесть обрела печатную форму. С тех пор «Больно.Ру» пережила пять переизданий, появилась в аудиоформате и ждет очередного выпуска. А сам Евгений неоднократно становился номинантом отечественных литературных премий.

Идею для своей новой книги «Тракт», работа над которой продолжалась восемь лет, Ничипурук нашел на Русском Севере. Однажды знакомый рассказал Евгению о своей родине, об огромнейших расстояниях, дорогах, по которым можно проехать лишь несколько месяцев в году, о суровых местных нравах и неординарных людях. Писатель заинтересовался и отправился в дальние края собирать материал.

«Я увидел настоящий Дикий Запад эпохи Джека Лондона, возможно, чуть современнее и с локальной фактурой: вместо индейцев — коренное население, вместо ковбоев — местные жители, а вместо золота — нефть, — поясняет Евгений. — Специфические условия жизни формируют уникальные характеры. Я встретил людей слова. Если ты хоть раз не сдержишь слово, здесь тебя не воспримут всерьез и ты погибнешь. Это совершенно другая среда, интересная, маргинальная, среда очень сильных людей, многие личные истории которых легли в основу книги. Я проехал на КамАЗе до Баренцева моря, и в итоге материала оказалось так много, что я долго не мог понять, что с ним делать. Наверное, мне самому надо было пережить какие-то жизненные этапы, чтобы увидеть, какой должна быть эта книга».

Евгений — целеустремленный перфекционист, поэтому за что бы он ни взялся — ресторанный бизнес, писательское дело или event-индустрия, — все рано или поздно выходит на высокий профессиональный уровень. Так, из рядового менеджера, занимавшегося вечеринками в клубах Волгограда в 90-е годы, Евгений вырос до организатора крупнейших деловых мероприятий в Москве. «Когда я переехал в столицу, у меня уже был опыт успешной работы в клубной индустрии, поэтому в Москве я продолжил свое дело и в 2006 году получил награду Night Life Awards за лучший танцевальный проект, — говорит он. — А начинали мы с маленького агентства, которое работало с алкогольными брендами и организовывало небольшие мероприятия на собственной площадке. Со временем мы стали заниматься крупнейшими мировыми культурными проектами, компания набирала обороты, достигла уровня серьезных клиентов, таких как, например, Ростех и Газпром. О клубных вечеринках уже никто не вспоминает, да и честно говоря, уже хотелось по выходным ночи проводить дома, а не в клубах».

«Я проехал на КамАЗе до Баренцева моря, и в итоге материала оказалось так много, что я долго не мог понять, что с ним делать. Наверное, мне самому надо было пережить какие-то жизненные этапы, чтобы увидеть, какой должна быть эта книга»

К своим проектам Евгений подходит комплексно. «Я считаю, человек приходит в ресторан не только для того, чтобы поесть, но и чтобы испытать эмоции; в ресторанах "Раковая" мы сделали кухню ностальгическую, интересную, построенную не только на раках, а гораздо более богатую — иначе мы превратились бы в обычную пивнушку, — говорит предприниматель, добавляя, что лично принимал участие в разработке дизайна каждого из своих ресторанов. — Мы смогли отойти от засилья немецких продуктов к пиву — рульки, ребрышки, колбаски и найти то, что близко по духу нам — жареная рыба, раки. Многие рецепты из нашего меню мы нашли в старых книгах».

«Эмоции очень важны. Помните знаменитый монолог Карцева: вчера были раки большие, но по пять, а сегодня маленькие, но по три? У каждого человека, выросшего в советскую эпоху, этот деликатес сидит глубоко на уровне культурного кода, — уверен Евгений Ничипурук. — И карцевский монолог, и поездки на море с неизменной покупкой раков на станциях, и традиционная закуска к пиву в бане — большинство людей старше тридцати вспоминают о раках с теплотой и ностальгией. Поэтому концепция стала успешной».

Кажется, Евгений смог сделать невозможное — перехитрить время. В его сутках явно больше 24 часов, иначе как объяснить успешное и на первый взгляд легкое существование в столь разных направлениях. На вопрос, как ему удается все совмещать, предприниматель и писатель отвечает неожиданно. «А что у меня есть? Только ресторан, книга, которую я писал 8 лет, агентство, в котором почти 15 лет работает профессиональная команда, и личная жизнь в минимальном формате, — рассуждает Евгений. — Так что это совсем не сложно, и можно успевать гораздо больше, если подходить ко всему в жизни как к проекту. Если ты поставил цель, не допускай ничего, что тебя от этой цели отдаляет, и старайся делать только то, что приближает тебя к ней. Условно говоря, если хочешь выйти замуж, зачем ты три года встречаешься с женатым мужчиной, который не собирается разводиться? Это банальный пример, но большинство людей именно так бездумно поступают по жизни».

Однако при таком системном подходе Ничипурук считает себя человеком абсолютно творческим и признается, что до сих пор борется со своим внутренним разгильдяйством. «Нужно четко оценивать свои сильные и слабые стороны: там, где ты слаб, — находить людей, которые сильнее тебя, а там, где силен, — развиваться и достигать успеха», — уверен Евгений. Именно по этому принципу Ничипурук и работает со своей командой. И не собирается останавливаться на достигнутом. В планах новый стартап, и Евгений обещает, что будет неожиданно, глобально и интересно.

Читайте также