Интеллектуальное виноделие по-грузински: что это такое?

Ответ знает Гоча Чхаидзе, совладелец компании «Братья Асканели»

Сравнительно молодой грузинский бренд — компания «Братья Асканели» была создана чуть более двадцати лет назад — сумел снискать международное признание и солидную репутацию благодаря философии, сочетающей в себе уважение к истории, любовь к виноделию и принцип «честность прежде всего». Путь от небольшой семейной винодельни до серьезного межджународного бренда, представленного на нескольких континентах, был пройден в рекордные сроки.

«Эта компания — наше сердце, мы любим свое дело, — рассказывает Гоча Чхаидзе. — Очень много бессонных ночей и эмоций, много потраченных сил. Я никогда не сдаюсь и, конечно, очень хотел, когда мы начинали, чтобы «Братья Асканели» стали лидером. Но я знал, что главное — просто хорошо делать свой продукт. Сегодня у нас есть репутация и доверие — и в этом наше главное достижение».

Винодельческая культура Грузии в последние годы очень активно развивается, обновляется, совершенствуется. Россия уже относительно традиционный рынок для виноделов Грузии — как он меняется?

Гоча Чхаидзе Россия, безусловно, традиционный рынок, и в последние годы люди к тому же еще и начали великолепно разбираться в винах — в качественных винах разных ценовых категорий. Те вина, которые попадали в свое время на советский рынок, уже поставить сюда невозможно — ну и качество вина, к счастью, тоже кардинально изменилось. Тогда во главе угла стоял госплан — он-то и был главной задачей. Ни о каких уникальных сортах, автохтонных сортах, редких марочных винах просто речи не шло. И в том, что такое виноделие и из чего оно состоит, какой это труд, тоже мало кто понимал. Когда рухнули разделительные барьеры в виде советских границ и люди начали свободно получать информацию, пробовать новое, разбираться в продукте, виноделие стало одной из самых востребованных отраслей. Виноделие — история в первую очередь о чувствах и ощущениях, это мощная энергетика и харизма. Это вода жизни, которая стимулирует интеллект.

В Грузии начался возврат к историческим корням, истокам виноделия, появилась энергетическая и психологическая ниша для тонкого ощущения и понимания продукта. Интересы совпали. Грузинские вина, которые представлены сейчас в России, честные по цене и качеству. И важно, что их выбирают люди, которые бывают в Грузии, знают грузинскую душу, понимающие философию вина, нашу философию, смысл, который виноделы вкладывают в свой труд.

Как бы вы оценили присутствие «Братьев Асканели» на мировом рынке? Например, в странах Европы или Латинской Америки, где можно встретить патриотически настроенную «винную» аудиторию, которая в штыки стречает «чужаков»?

Г. Ч. В Европе мы представлены на многих рынках — сегодня даже сложно подсчитать, сколько стран импортируют наши вина. Восемьдесят процентов грузинского экспорта сегодня — это страны СНГ. Здесь больше имеет значение — в плане присутствия на этих рынках — другой фактор, о котором у каждого винодела больше болит голова. Дело в том, что интерес к экзотическим винам и производителям этого вина есть в разных странах и регионах. Но при этом винной закупкой и правильным промо продукта и бренда занимается микроскопическое количество компетентных людей, и далеко не в каждой стране. Мало кто дает себе труд погрузиться в философию другого, чужого бренда, не многие всерьез этим занимаются. Поэтому большое количество действительно интересных вин, небольших или новых для рынка брендов теряется в общем потоке, и привлечь внимание к новому продукту довольно сложно. Это долгий процесс.

Виноделие — неотъемлемая часть национальной культуры Грузии. Поддерживает ли государство отечественных виноделом на международном уровне?

Г. Ч. Государство занимается определенным маркетингом: финансирует выставки, презентует свои бренды за границей — ведь вина Грузии входят в список национального достояния. Виноделие получает очень много помощи от государства, но и этого пока что недостаточно для того, чтобы полностью сформировать рынок и сбыт за рубежом. Каждый рынок каждой страны требует своего подхода, и для того чтобы запустить на нем уникальный продукт, нужно потратить очень много сил и многое сделать. Важен человеческий фактор всегда — в первую очередь должны найтись люди, которые влюбятся в твое вино, поверят в него, отложат все свои дела и начнут им заниматься, двигать его вперед. И такие люди, кстати, действительно есть.

Новую страну открывать в этом бизнесе каждый раз приходится, новую территорию осваивать, как Христофор Колумб: так не бывает, что ты привез вино — и его тут же полюбили, этим нужно заниматься, вкладывать себя в этот процесс целиком с головы до пят, и, возможно через три-четыре года история твоего вина станет красивой легендой.

У Грузии есть одно важное преимущество: если другие страны должны огромные деньги вкладывать в маркетинг на мировом уровне для своих винных брендов, Грузии для этого нужно раз в десять примерно меньше инвестиций — потому что это единственная страна в мире, имеющая восьмитысячелетнюю непрерывную историю и культуру виноделия. Такого прецедента нет ни в одной культуре.

Еще один важнейший момент — технология квеври, она уникальна. Можете себе представить, что восемь тысяч лет назад первый квеври был зарыт в землю! Восемь тысяч лет назад наши предки нашли способ сформировать ферментацию, придумать и создать сосуд именно такой формы, идеальной формы. Квеври зарывают в землю потому, что низкая температура обеспечивает природное охлаждение во время ферментации, а для виноделия самое главное — это холод, температурный режим. Сейчас, конечно, существуют уже современные технологии для регулировки процесса, но этот древнейший способ ферментации до сих пор актуален. Кроме того, квеври — еще и дань любви и уважения к грузинскому виноделию. Это делает нас уникальными.

Расскажите, как история «Братьев Асканели» вплетается в общую историю грузинского виноделия?

Г. Ч. Если говорить об истории грузинского виноделия, наработанной веками, то мы создали свой маркетинг еще и той историей, которую сами прожили, и теми продуктами, которые сами создали. Я бы сказал, что мы делали все, чтобы наши покупатели были людьми благосклонными. Последние четыре года мы растем каждый год на сто процентов — не десять, не двадцать, не тридцать — сто процентов. Это бешеные показатели. Один провальный момент был — в 2014 году, в связи с кризисом. Что таить, мы привязаны к российскому рынку, и, конечно, для нас российский рынок является доминантным, но и он тоже очень разборчиво относится к вину. Получается, что не просто так у нас такие высокие показатели на этом рынке. Люди выбирают «Асканели», потому что у нас есть и история, и репутация, и то, что покупатель знает важную вещь: мы держим честные цены на свой продукт. Он платит не за бренд, а за качество, которое стоит за этим брендом. Мы гарантируем качество и уверены, что главное — в любых обстоятельствах оставаться честными. Именно так, своим трудом, мы заслужили лояльность аудитории, которая искренне любит нашу продукцию. Если я завтра захочу поднять, например, отпускные цены на 10 или 20%, я все равно уверен, что мы не потеряем ни одного из покупателей. Но я не подниму, потому что честность — наше базовое правило.

Каковы планы компании на ближайшие годы?

Г. Ч. Я очень стараюсь дифференцировать рынки. Стремлюсь развивать китайский рынок — на нем каждый день растут продажи, он, без сомнения, доминирует сегодня. Рынок Китая очень интересен и перспективен для международных компаний, потому что весь ушел в интернет — в магазинах никто ничего не покупает. Настолько легко формируются заказы, что ежедневно происходят огромные продажи. Огромный потенциал у этого рынка, и мы его будем развивать. Есть интерес, и он обоюдный.

С человеческой точки зрения, вне маркетинга и брендов — как бы вы описали ценителя интеллектуального вина?

Г. Ч. Это самые разные по своему характеру люди, но я знаю одно — мы понимаем друг друга, это честные отношения, мы обоюдно ценим, уважаем и любим друг друга. Я не воспитываю своего покупателя, не стремлюсь учить его. Мы в первую очередь друзья — и больше всего я ценю то доверие, которое оказано нам.

Читайте также