Три в одном: как выбрать дело всей жизни

Рассказывает Евгений Ничипурук – бизнесмен и литератор со стажем

Евгений Ничипурук, владелец ресторанов «Раковая» в Москве и Петербурге и создатель event-агентства А23, не только успешный предприниматель, но и автор популярных литературных произведений. Причем именно литературу ресторатор считает главной страстью и делом своей жизни  

Раньше всего в жизнь Евгения пришла литература. Писать он начал в совсем юном возрасте. Позже, уже лет в 18–19, во время работы на радио, в собственной авторской программе Евгений читал среди прочих и свои рассказы. Первая книга, написанная в 2003 году и названная «Больно.ру», была опубликована в интернете и стремительно завоевала популярность. В 2006-м, спустя три года, она вышла из печати в издательстве АСТ и стала бестселлером.

Во время работы на радиостанции Евгений начал делать и первые ивенты – это были клубные мероприятия и рейвы – и вскоре стал промоутером. В 22-летнем возрасте создал крупнейший  в то время на Юге России ночной клуб «Пиранья». А в 2005 году основал собственное event-агентство А23. Изначально компания занималась мероприятиями для люксовых брендов, а затем начала работать с крупным бизнесом и государственными корпорациями. 

И, наконец, ресторанный бизнес в своем чистом виде вошел в жизнь Евгения относительно недавно, в 2016 году, когда он открыл свое первое заведение, «Раковую на Тишинке».

Что дает предпринимателю в творческом и эмоциональном плане каждое из его занятий? «Это сложный вопрос: продюсирование мероприятий – это всегда создание продукта, равно как и создание ресторана,  – рассуждает Ничипурук. – А книги – это продукт твоего творчества. По моим ощущениям, я всю жизнь занимаюсь просто творчеством, просто есть три грани его раскрытия. Ну а творчество дает само по себе неисчерпаемый запас вдохновения и энергии. Им я живу».

Однозначно оценить и сравнить степень успешности каждого из направлений непросто: есть, например, созданный командой Евгения проект ЦИПР – крупнейшая IT‑конференция в России, которая проходит в городе Иннополис. «Это огромный индустриальный форум, где крутятся огромные деньги, его посещают первые лица государства,  – рассказывает предприниматель.  – Успех? Наверное, большой успех. Сеть гастрономических баров «Раковая» – это уже супербренд, с сумасшедшей популярностью и отличными финансовыми показателями. Уже устали отбиваться от просьб открыть новые точки в партнерстве и запускаем франшизу. Запуская проект, о таком я и помыслить не мог. А если вспомнить первую книгу с тиражами за 100 000 экземпляров, «Больно.ру», когда получал по 2000 писем от читателей в день. Это тоже успех, но совершенно другой. Я, если честно, об успехе как таковом не задумываюсь. Мне всегда важно создать крутой продукт. Если он «стреляет», то это прекрасно. Если нет, ну что ж... Главное, чтобы я сам себе мог честно сказать, что это именно то, что я задумал, и мог бы этим гордиться».

Евгений Ничипурук не склонен разделять и сегментировать целевую аудиторию таких разных направлений своего бизнеса, подчеркивая, что все, что он делает, – это в конечном счете продукт для людей, в широком смысле этого слова, вне социальных слоев и каст.

«Взять, к примеру, международный театральный фестиваль «Толстой Weekend» в Ясной Поляне, который мы создали, или сеть «Раковых» – туда приходят все, от министров до обычных наших соотечественников, семейных парочек с детьми,  – отмечает он.  – Да, это массовые истории для людей, доступные и понятные продукты, но при этом я не делаю совсем дешевый масс-маркет ни в формате ивентов, ни в формате ресторанов».

Свою первую книгу я переписывал раз пять. Видимо, что-то сам я должен был прожить, чтобы роман получился таким, какой он есть, чтобы я мог им гордиться. Думаю, что это сейчас лучшая моя книга
Евгений Ничипурук
предприниматель

Открывая «Раковые», предприниматель искал интересную и свободную нишу и понял, что пивные в то время стали превращаться в некую историю из прошлого и в плане гастрономии, и в отношении дизайна. «Все эти рульки, сосиски и прочая немецкая кухня в подвальных помещениях – совсем не то, что нужно современному человеку, и я придумал новый формат, основанный на русских традициях, где во главе стола стали раки как лучшее русское сопровождение к пиву,  – вспоминает ресторатор.  – А еще жареная рыба, краб, креветки! Добавьте к этому брутальный, но современный дизайн, большие окна и много света, непременные арт-объекты и узнаваемый фирменный стиль, огромную карту разливного пива – и вот перед вами новый формат русской пивной гастрономии – сеть «Раковая». Признюсь, помогло и то, что я родом из Волгограда и многие рецепты – наши семейные. Кто лучше, чем мы, люди с Волги, сможет приготовить раков?

Недавно Ничипурук запустил новый гастрономический центр из трех ресторанных проектов: гастрономическое бистро Gashek, seafood-бар «Морская» и ресторан русской современной кухни «Местные». «Это мой самый дорогостоящий во всех смыслах проект, в который вложено год работы, много денег и эмоциональных затрат. Сейчас я просто живу им. Он дался нам нелегко, но это потрясающий проект и визуально, и с гастрономической точки зрения».

Но делом своей жизни Евгений без особых колебаний называет литературную деятельность. «Это то, с чего я начал, и это то, чем я закончу свой земной путь,  – делится он.  – Придет время, и я буду заниматься только литературой. Есть много замыслов, которые еще предстоит воплотить в жизнь. Врать не буду, я бы не занимался бизнесом, будь у меня такая возможность. Если бы я мог не работать, а только писать книги, то жил бы именно так».

Идея романа «Тракт» о нефтяниках Русского Севера, который вышел в 2019 году, возникла в 2009-м. Друг Евгения, уроженец тех мест, поделился с литератором воспоминаниями о зимнике – дороге изо льда, которую строят в тундре к нефтяным месторождениям. Лишь несколько месяцев в году по этой дороге можно доставить грузы.

«Бескрайнее ледяное безмолвие и грузовик, который катит по траншее, а справа и слева снег – и если съедешь колесом с твердой поверхности, то не выберешься, а если начнется буран, то машину засыпет по кабину, и тогда шансов на спасение немного,  – рассказывает наш герой. – И вот люди в таких случаях сидят в кабине, напиваются до белой горячки и потом уходят в снег, бросая машину, и замерзают. Этот образ мне показался таким пронзительным и таким отчаянным, что я захотел увидеть ту дорогу своими глазами. Я поехал на Север и вписался вторым водителем. Проехал по зимнику до Баренцева моря. Увидел эту бескрайнюю ледяную смертельную тундру, настоящий Дикий Запад с маргинальными порядками и интереснейшими характерами. Только вместо золота – нефть, вместо ковбоев – наши работяги, многие сидевшие или дети сидевших, ну и наши «индейцы» – коренные жители, которых так же притесняют, культуры которых постепенно уходят в прошлое. И еще войну человека и природы за право жить и использовать эти богатства».

Вернувшись из поездки, Евгений не мог не написать свою личную «повесть о настоящем человеке», историю обычного городского жителя, которого судьба забрасывает сначала в монастырь под Псков, а потом на Север. Работа над книгой продолжалась девять лет. «Я ее переписывал раз пять, признается автор.  – Видимо, что-то сам я должен был прожить, чтобы роман получился таким, какой он есть, чтобы я мог им гордиться. Думаю, что это сейчас лучшая моя книга».

Личная формула Ничипурука довольно проста: для того, чтобы все успеть без суеты, сохранив качество жизни, нужно дробить время и задачи и не пытаться успеть все и сразу. Четко выполнять намеченное, с минимальными временными потерями в промежутках между задачами. «Еще одно важное правило: четко ставить цели и максимально конкретно, предметно общаться с людьми,  – добавляет он.  – Всегда знать, чего именно ты хочешь, и поменьше рефлексировать».

Планов у Евгения очень много. «Сам себя расписал лет на пять вперед очень плотно и надеюсь все осуществить,  – делится он.  – И в ресторанном бизнесе, которому я сейчас уделяю больше всего времени, и в литературе. Я больше года назад начал работу над новой книгой и все жду возможности взять творческий отпуск, чтобы как следует поработать над ней».

Читайте также