М или Ж: какой род у вина?

И в чем разница между мужским и женским алкоголем

Я очень люблю Château Latour, но в «молодости» у него брутальные танины и закрытая ароматика, – рассказывает Татьяна Манн, винный эксперт, директор ресторанных проектов группы компаний Simple. – Недавно услышала от директора одной из виноторговых компаний, что молодой «Латур» – это классический «мужской» образец. И у нас завязался разговор на тему гендера в вине. Неужели и правда бывают «женские» и «мужские» вина?

Цвет

Дай волю сторонникам гендерных стереотипов, они давно переименовали бы в винных картах белые в «Женские», а красные – в «Мужские», как будто это соответствует предпочтениям полов и их любимым гастрономическим сочетаниям. Но ведь многие мужчины в наши дни обожают пино-нуары и салаты, а женщины с наслаждением едят стейки и запивают их бароло. И что тут прикажете делать?

Результаты опроса ВЦИОМ утверждают, что российские молодые женщины в большинстве своем продолжают выбирать полусладкие вина, а сухие – это прерогатива мужчин либо людей обоих полов в возрасте 45+

Особняком стоят розовые вина. В 1990-е годы розовый цвет активно использовали в рекламе, ориентированной на женскую аудиторию, и речь в данном случае не только про алкоголь. Сегодня палитра – это больше не признак разделения полов, и «неравенство» цветов постепенно уходит даже из младенческих колыбелей. Для меня розе может быть универсальным как в гендерном, так и в гастрономическом смысле. Розовые вина не опишешь одним словом, разброс велик: от базовых entry level до премиальных категорий. Розе из Прованса славятся во всем мире, это синоним dolce vita. Действительно, вы вряд ли будете сочетать легкий Miraval Rose от Брэда Питта и Анджелины Джоли с бараниной. Но вот бутылка легендарного Garrus от Château d'Esclans из того же региона вполне подойдет к основному блюду. При создании этого вина использовали частичную ферментацию в дубе, в итоге в нем появилось больше тела, и это уже совсем другой стиль Прованса.

 

Сладость

В советские времена киндзмараули «Tamada» продавалось на ура. «Поколение Пепси» тоже почти без исключения с уважением относится ко всему сладкому и полусладкому. Вина с высокой кислотностью некогда казались априори невкусными, такие уж раньше были тренды, но со временем многие покупатели продвинулись в вопросе винного вкуса и изменили свои пристрастия в сторону сухого, например в пользу шардоне или совиньон-блан.

С переменчивой модой все понятно, но при чем тут гендер? Результаты опроса ВЦИОМ утверждают, что российские молодые женщины в большинстве своем продолжают выбирать полусладкие вина, а сухие – это прерогатива мужчин либо людей обоих полов в возрасте 45+. Честно говоря, меня эти данные удивляют. У нас в Grand Cru, к примеру, все пьют сухое за основной трапезой и десертное на дижестив. При этом мы как-то проводили дегустации десертного шампанского Lanson и крепленого вина Ratafia de Champagne AOC, и они нравились и леди, и джентльменам.

В целом, конечно, продажи десертных вин «прихрамывают», и не только в России. До понимания «правильного» сладкого нужно дорасти вне зависимости от пола. Но если вам это удалось, то, один раз попробовав, например, легендарный французский сотерн Château d'Yquem, вы не забудете его уже никогда. Добудете винтажный экземпляр – считайте, у вас в руках сам нектар жизни.

 

Кислотность

В винных кругах принято считать неббиоло, санджовезе и пино-нуар одними из самых элитных сортов. Если сравнивать их с так называемыми средиземноморскими сортами, они отличаются бледным цветом и повышенной кислотностью. Такие вина редко нравятся с первого раза. Чтобы пить их, нужно обладать хорошим здоровьем, а еще деньгами. Развитие винного вкуса постепенно приведет вас к бóльшим тратам на вино, но со временем вы научитесь лавировать среди цен, как серфер на волнах, и находить настоящие жемчужины и среди недорогих вин. И если у вас все в порядке с желудком, то никакая кислотность вас не испугает.

Здесь уместно также порассуждать о статусности, с точки зрения стереотипов все еще являющейся прерогативой мужчин. Британская журналистка и винный критик Дженсис Робинсон как-то обмолвилась, что для женщин выбор вина никак не связан со статусом: «Они возьмут то, которое хотят выпить, а не то, с помощью которого хотят что-то продемонстрировать». Здорово, что она так считает. Но, боюсь, редкая женщина позволит себе бургундское класса Grand Cru просто потому, что она намерена его выпить.

С мужчинами тоже не все понятно. В 1990-е редкому мужчине нравился пино-нуар, а сегодня многие с удовольствием выбирают именно этот сорт. Потому что это «статусно» или потому что эстетический вкус «повзрослел»? Остается загадкой. По косвенным признакам, например по тому, что интерес к опере в России за последние несколько лет заметно вырос, можно предположить, что многие и правда становятся эстетами. 

 

Танинность и тельность

Продолжим перебирать классические байки: сильному полу нравятся брутально-танинные вина, слабому – более элегантные. Маркетологи и тут, надо признать, преуспели со своими клише. Возьмем мировую классику Бордо: из коммуны Марго происходят вина с округлыми танинами и тончайшим балансом, то есть «женские», а из Пойяка – насыщенные танинные с мощным телом, то бишь «мужские».

Не миновали ярлыки и Бургундию. Пино-нуар из Поммара характеризуют как мощный, решительный и твердый – «мужской». А в Вольне тот же пино-нуар будет мягким, ароматным и округлым – «женским». Впрочем, из-за глобального потепления и технологического прогресса границы между двумя ярко выраженными стилями постепенно стираются. Уже известны случаи, когда на слепых дегустациях Вольне принимали за Поммар. На самом деле две эти коммуны находятся в шаговой доступности друг от друга и все большую роль в их стилях играет рука винодела. 

Вообще отмечу курс на всеобщее «облегчение» и уменьшение: тела, спелости и алкоголя. Это связано в первую очередь с трендами. Прежний винный мир, где безраздельно правил критик Роберт Паркер, в угоду которому виноделы выпускали свои винные блокбастеры, канул в Лету. И все-таки в ряде случаев высокий алкоголь стоит защитить. Некоторым сортам, например каберне-совиньону, сире и португальским сортам, он весьма идет. К тому же в винах, содержащих 15,5% алкоголя, он с годами чувствуется все меньше – нужно просто подождать: попробуйте отложить какой-нибудь шатонеф-дю-пап лет на 5-7, и вы убедитесь в этом сами.

Стилистика

Наконец, о роли винодела. Давайте сравним вино, скажем, от изящной Алены Целоусовой из Sikory и от брутального Романа Неборского из «Долины Лефкадия». У Алены получаются «цветочные» вина с ароматом фиалки и утонченными танинами, а у Романа – более структурные вина, которые очень красиво стареют (попробуйте, например, линейку «Лефкадия резерв»).

Секрет кроется не только в терруаре и стиле винификации, но и, конечно, в философии самого винодела. Алена легко могла бы воспроизвести «мужской стиль» Романа, а Роман при наличии правильной почвы без труда добавил бы своим винам «цветочности». Но зачем?

Мне кажется, пора уже перестать делить вина по гендерному принципу. Мужчина вы или женщина, вам просто нужно понять, что нравится именно вам. Не стесняйтесь общаться на эту тему с кавистами и сомелье и не бойтесь пробовать новое! Потому что удовольствие от вина нужно получать, не оглядываясь на маркетинг и стереотипы».

Читайте также