Пчелы большого бизнеса

Зачем компании заводят собственные пасеки?

Сегодня в прессе довольно часто встречается информация о том, что свои пасеки открывают именитые модные бренды. Казалось бы, где люкс, а где пчелы? И что между ними общего?

А между тем, интерес к представителям «клада летающих насекомых из надсемейства Apoidea отряда перепончатокрылых» не нов, (если не сказать, стар, как мир). Существует даже целая наука о пчелах и называется она апиология (в некоторых источниках – апидология). И наука эта не стоит на месте: совсем недавно была создана вакцина, которая поможет спасти медоносных пчел от самой смертоносной болезни, с которой они сегодня сталкиваются.

«Препарат был разработан биотехнологической компанией Dalan Animal Health для защиты от американского гнильца (AFB) – заразного заболевания, вызываемого личинками спорообразующих бактерий Paenibacillus, – сообщает Russian Traveller. – Возбудитель заболевания целится на конкретных жертв – личинок медоносных пчел. Единственный эффективный способ избавиться от болезни – сжечь все: улей, инструменты и самих пчел».

Но и это еще не все: оказывается, уцелевшие споры могут оставаться жизнеспособными в течение 70 и более лет и способны заразить следующую колонию, которая встретится им на пути! «Еще одна сложность в том, что у пчеловодов крайне мало времени, чтобы спасти насекомых – бактерии могут уничтожить весь улей всего за три недели», – уточняет издание.

Теме пчел посвящена и новая книга, вышедшая несколько недель назад в издательстве «Эксмо». Книга «Пророчество о пчелах» Бернара Вербера (перевод с французского А. Кабалкина) повествует о путешествии в будущее. И, надо сказать, будущее это ужасно: «В 2047 году на Земле окончательно исчезли пчелы. Вымирание пчел повлекло за собой голод, хаос, а в 2053-м и вовсе разразилась третья мировая война...».

...Пчела, наш современник, который находится под угрозой исчезновения, играет важную роль в опылении, необходимом для размножения растений...
«Программа Guerlain по сохранению пчел»

Великий Альберт Эйнштейн предсказывал нечто подобное. «Если бы с лица Земли исчезли пчелы, человечество просуществовало бы всего четыре года» – так звучит цитата выдающегося ученого современности (она же вынесена, кстати, в эпилог книги). И не верить ему у нас нет никаких оснований.

А, следовательно, любую попытку сохранения этих удивительных насекомых следует расценивать вполне конкретно – это наш шанс спасти планету. Присмотримся к тем, кто это уже делает – и последуем их примеру. Тем более что положительный российский опыт «приручения» пчел тоже имеется.

Guerlain: защитники пчел 

Один из старейших в мире домов парфюмерии основан в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом. И без пчелы тут не обошлось: как шутят сами сотрудники, «мы связаны с пчелами с 1853 года, когда пчела села на флакон одеколона Eau De Cologne, созданного основателем Guerlain для императрицы Евгении...»

С 1994 года исключительное право на использование имени бренда Guerlain принадлежит Louis Vuitton Moet Hennessy, однако на отношении к пчелам это никак не сказалось. «В течение почти 170 лет пчелы перелетали от одного нашего творения к другому с той же бесконечной страстью к исключительным ингредиентам, что и мы. И мы им очень многим обязаны», – говорят в компании сегодня.

По этому случаю даже была разработана уникальная «Программа Guerlain по сохранению пчел». «Биоразнообразие лежит в основе наших творений, – говорится в ней. – А пчела находится в самом сердце биоразнообразия. Пчела, наш современник, который находится под угрозой исчезновения, играет важную роль в опылении, необходимом для размножения растений... С этой целью мы посвятили пчелам множество партнерских отношений».

Среди партнерств Дома, посвященных пчелам – сотрудничество с Ассоциацией охраны черной бретонской пчелы с острова Уэссан 2011 (ACANB); сотрудничество с Французской обсерваторией апиологии (Observatoire Français d’Apidologie или OFA), которое способствует увеличению количества ульев в Европе; создание детской «Школы пчеловодства»; программа с Фондом GoodPlanet, призванная повысить осведомленность молодых поколений о проблемах, связанных с защитой пчел, и др.

Также Guerlain объединил свои усилия с ЮНЕСКО с целью развития и продвижения программы для женщин-предпринимателей в области пчеловодства. В течение пяти лет программа «От женщин пчелам» (Women for Bees) будет осуществляться на территории биосферных заповедников организации.

Rolls Royce: именные ульи

Респектабельный британский автомобильный бренд не только выпускает роскошные автомобили, но и успешно разводит пчел – как насчет команды из 300 000 трудолюбивых насекомых и полного цикла производства?

В распоряжении крылатых «сотрудников» – ВСЯ территория завода, «зеленая крыша» предприятия, а также 12 000 акров лугов близлежащего имения Гудвуд. А подробнее о пчелином хозяйстве Rolls-Royce Motor Cars можно прочитать в нашем материале.

Lamborghini: биомониторинг

Трудятся пчелы и на другой знаменитый автоконцерн: итальянский автопроизводитель Lamborghini организовал на территории своего завода в Сант-Агата-Болоньезе пасеку из 13 ульев на шестьсот тысяч пчел!

Оказывается, трудолюбивые насекомые выполняют там функцию биомониторинга: показателем того, как производитель суперкаров следует экологическим стандартам, станет производимый пчелами мед. «Анализ продукта позволит определить содержащиеся в нем загрязнители окружающей среды – пестициды, тяжёлые металлы, диоксины и другие опасные вещества», – сообщает НИА «Экология».

Работа с пчелами помогает исследовать не только экологичность производства, но и территорий вокруг. В Lamborghini, например, с этой целью изучают колонии одиночных пчел, собирающих пыльцу не далее, чем в 200 м от ульев.

Поведенческие особенности данного вида пчел помогают получить информацию об экологии конкретных районов.  Дело в том, что самки таких пчел заботятся исключительно о своем потомстве, игнорируя потомство других самок, а, следовательно, не являются «носителями» сторонней, чужой информации.

Ну и, конечно, не обошлось без «умных» ульев – это Lamborghini, детка!

Bentley: сладкий рекорд

У не менее именитого автопроизводителя, Bentley, всего 120 тысяч пчел. И обитают они на территории, прилегающей к штаб-квартире в британском Крю. То есть, если мерить в ульях – всего два «дома» с пчелами медоносной породы Apis Mellifera.

Правда, есть одно «но» – при надлежащем уходе такие пчелы дают от 15 до 30 кг меда. И если еще в 2019 году пчеловоды Bentley при поддержке бортников графства Чешир получили в итоге по 50 банок с каждого улья, то уже в 2022 они вышли на новый рекорд – 1000 банок с каждого улья!

К сожалению, купить «бентлиевый» мед невозможно – его предлагают только гостям предприятия в качестве особого подарка.

Porsche: мед миллионов

На пасеке Porsche площадью 40 га трудятся порядка 3 млн пчел – собственно, на этом можно и закончить, настолько впечтляет цифра.

Однако есть и другой, не менее интересный факт: весь мед, собранный пчелами на территории завода в Лейпциге, продается там же, в фирменном магазине бренда. Для простых смертных цена составляет 8 евро за банку, для сотрудников Porsche – 6 евро.

Инициатива немецкой автомарки направлена на увеличение популяции насекомых по уже хорошо знакомой нам причине: использование в сельском хозяйстве пестицидов, а также появление новых вирусов и бактерий уничтожило многие пасеки.

Инициатива поддерживается и на государственном уровне – в Германии пчелы охраняются Федеральным законом об охране природы и Федеральными правилами охраны видов.

Hermes: пчелиный эксклюзив

Пчелы для Парижа не новость, а вполне себе даже очень модный тренд. Вот, например, знаете ли вы, что даже на крыше Нотр-Дама были ульи и их удалось спасти? А что уж говорить про простых пчеловодов – очень многие крыши города «арендованы» под миниатюрные пасеки.

Модный Дом Hermes, конечно, стоит в этом списке особняком – и по статусу, и по эсклюзивности места, где живут пчелы. Адрес у насекомых эксклюзивный, на зависть многим – Париж, крыша дома 24 по улице Фобур Сент-Оноре!

Три улья, каждый из которых насчитывает порядка 30 000 «жильцов», дают от 30 до 70 кг цветочного меда в год. А также наверняка являются источником вдохновения для творческого коллектива. Ждем новые платки-каре с изображением маленькой труженицы!

Clarins: экобезопасность

Многим хорошо знакома косметическая продукция этой французской марки, а вот о том, что и в Clarins дружат с пчеловодством – новость практически для большинства. Тем не менее, факт остается фактом: на крыше нового офиса бренда, расположенного в Нейи-сюр-Сен, установлены ульи.

К сожалению, мы не знаем как устроена пасека Clarins, но уверены, что все организовано на самом высоком уровне: здание спроектировано архитекторами Valode&Pistre, бюро с мировым именем, в нем много стекла, металла и ярких цветовых акцентов.

Но самое главное, что у здания имеется особый сертификат HQE, подтверждающий экологическую безопасность сооружения. Такой документ вкупе с наличием пчел подтверждает: в Clarins бережно относятся к природе и ее обитателям.

Россия: пчелы – в каждый дом!

Мед – неотъемлемая часть русской культуры. И, конечно же, важная составляющая знаменитого русского чаепития. А еще отличное лекарственное средство.

О том, как и с чего вдруг современные российские предприниматели (и не только они) повернулись лицом к пчелам, читайте в наших материалах ниже.

Как и из чего возник отечественный проект «Моя пасека», читайте здесь.

А какое отношение к меду имеет казак из Цюриха, можно узнать тут.

Читайте также