Для чего люди искусства сотрудничают с брендами

Интервью с каталонским скульптором Жомом Пленсой

Каталонский художник Жом Пленса – один из главных представителей современного художественного движения под названием «леттризм». Это авангардное направление, выросшее из дадаизма и сюрреализма, зародилось в середине прошлого века в Париже. Его суть в том, что буква рассматривается как художественный знак и может играть роль выразительного инструмента в скульптуре, живописи, поэзии.

Первая выставка Жома Пленсы состоялась в 1980 году, а сегодня он является обладателем множества наград и званий: Пленса – кавалер французского ордена Искусств и литературы, лауреат премии Веласкеса, почетный доктор Школы искусств Института Чикаго. Художник создает ажурные скульптуры из металлических и бронзовых букв, концептуальные инсталляции, которые можно увидеть в парках и скверах мира. Также его работы выставляются в крупных галереях (Центр Помпиду в Париже, Тейт Ливерпуль, Музей современного искусства в Нью-Йорке и т. д.).

Буквы – самый любимый, но не единственный художественный инструмент Пленсы. Среди его работ – Wonderland в канадском городе Калгари (гигантская женская голова из множества металлических переплетений) или, например, 15-метровый фонтан Crown Fountain, основа которого – тысячи фотографий прохожих.

А недавно в Париже Жом Пленса представил новую работу: леттристская скульптура, состоящая из «кружева» стальных букв разных алфавитов (включая кириллицу), представляет собой сидящего человека и посвящена основателю старейшего дома шампанских вин Ruinart, Тьерри Рюинару.

Коллаборации художников с коммерческими компаниями – сегодня настоящий тренд. А для вас что значит сотрудничество с домом шампанских вин Ruinart?

Должен сказать, это моя первая коллаборация такого рода. И тут все честно, все искренне. Начнем с того, что я люблю шампанское! И давайте посмотрим правде в глаза. Сегодня частные компании и фонды поддерживают искусство, и это нормально, что называется, в порядке вещей. В Америке, где я последнее время много работаю, никого не удивишь сотрудничеством Художника и Бренда. В Европе, согласен, это пока немного в новинку, но мы привыкнем. Для правильного развития современного общества важно, чтобы компании помогали искусству, ничего предосудительного здесь не вижу.

А свобода творчества?

Это равноправный союз. Мою свободу никто не ограничивает. Просто делаю то, что мне нравится, то, что я умею. Кроме того, союз с большим брендом для художника еще и возможность популяризации идей, их глобализации. Возьмем проект с Ruinart.

Сегодня скульптура в Париже, а потом отправится в путешествие по миру, и, между прочим, вы вот берете у меня интервью! И мне приятно, что мое имя будет ассоциироваться со старейшим домом.

Расскажите немного о самом проекте в Ruinart. Сколько времени ушло на создание скульптуры?

От начала сотрудничества прошло два года, а на сбор всех букв ушло около 15 месяцев. Я уже много лет работаю с леттристской техникой. Это кропотливая работа. Сначала изготавливается макет фигуры. Затем с помощью лазерной технологии вырезаются буквы – каждая отдельно. И одна за другой накладываются на макет, очень аккуратно, с ювелирной осторожностью, или с кропотливостью портного, шьющего костюм su misura. На последнем этапе буквенный каркас снимается с макета. И образуется волшебная пустота внутри, рождается воздух, игра света, создается «зримое отсутствие».

В чем ваша философия? И почему именно буквы?

Пожалуй, скажу так: своими работами я шлю в мир послание о единстве людей.

О том единстве, которое они испытывали, строя Вавилонскую башню?

Именно. Буквы, тексты – это главное в нашей системе коммуникации, это носители наших культур. А еще мне нравится представлять, что наши слова – это музыка, что наши тела играют каждое свою мелодию. А написанный текст – это партитура симфонии. Настоящая партитура, которую каждый может «прочесть» и сыграть по-своему. Мы обмениваемся партитурами и меняем друг друга, меняем мир. Ведь в этом и заключается суть искусства – менять мир. Кроме того, текст – это наша память и наша надежда на будущее...

Получается прямо как у Ролана Барта с его теорией интертекстуальности. А какой ваш любимый текст? Самый важный в вашей жизни.

У «стола» моего сознания четыре «ножки». Первая – «Цветы зла» Шарля Бодлера, их красота и грусть... Вторая – «Божественная комедия» Данте Алигьери. Меня восхищает Алигьери как архитектор: он построил такую удивительную конструкцию – мир со входом в Италии и с выходом в Иерусалиме...

Третий столп – это Уильям Блейк, английский поэт, живший на рубеже XVIII и XIX веков, на границе эпох. Ну и последнее – это Шекспир с его «Макбетом». Мне очень нравится идея о том, что Макбет, убив короля, убил не человека. Он убил возможность сна... Вот образ невероятной силы, сильный художественный прием, символизирующий переход от реальности к абстракции. И при этом очень современный, описывающий путь, проделанный искусством за последние три века.

Читайте также