На выход с вещами: «комиссионка» возрождается

Забытый формат советского магазина вновь пользуется спросом. Правда, советского в нем теперь совсем мало.

Последние годы в России стали появляться онлайн-сообщества по покупке и продаже подержанной одежды и аксессуаров от брендов класса люкс. Казалось бы, такой формат пришел на смену советским комиссионкам и постсоветским секонд-хендам. На самом деле происходящее скорее можно назвать эпохой возрождения (правда, нынешние «комиссионки» совершенно не похожи на магазины брежневской эпохи), и одним из «первопроходцев» в этой области стал комиссионный онлайн-магазин Second Friend Store с собственным офлайн-шоу-румом, выглядящим скорее как бутик, а не как магазин подержанной одежды.

Компания была основана в марте 2011 года. И началось все, как это часто бывает, с личного интереса, с хобби. «Я тогда работала в инвестиционной компании, но мне очень хотелось организовать свой бизнес, – вспоминает Анна Любан, основательница Second Friend Store. – Мы с подругой увлекались модой, и в какой-то момент пришло понимание, что вещей скопилось слишком уж много».

Раздаривать их было просто жалко, а продать особо негде – так и родилась идея комиссионки. «За проектом стоит своя философия, простая и актуальная сегодня: мы за умное потребление. Мы за то, что вещи должны носиться, а не висеть в шкафу», – добавляет Анна.

С созданием сайта помогли друзья, а первыми «лотами» стали личные вещи Анны и ее подруг. Ассортимент раскупили за неделю, и от клиентов начали поступать заявки принять вещи на комиссию. «Полагаю, мы стали первыми в России, кто решил позиционировать комиссионку как прогрессивный онлайн-ресурс с высоким уровнем сервиса», – говорит Любан. Главное удобство в том, что от продавца требуется просто сдать вещь, а остальное будет сделано за него (химчистка, ремонт, фото и пр.), ведь большинство клиентов-продавцов очень занятые люди.

За дополнительную плату вещь клиента добавят в email-рассылку или в соцсети и переписываться с потенциальными покупателями тоже будут сами владельцы сервиса. Для начала надо оформить заявку на сайте, поместив пару фотографий вещей и указав желаемую цену. Ответят вам в течение трех рабочих дней, и ответ будет короткий – любо берем, либо нет, без объяснения причин. «Многие клиенты расстраиваются, когда им отказывают, но за шесть лет работы у нас сформировалось четкое понимание того, что мы сможем продать, а что нет», – говорит Анна.

Если ответ положительный, надо подъехать в шоу-рум с вещами и подписать договор. Также из магазина при желании пришлют курьера к вам домой или на работу. Что касается цены, то она, конечно же, обсуждается с клиентом. Казалось бы, чем желаемая цена, которую озвучил клиент, выше, тем выгоднее магазину, так как и процент, который комиссионка возьмет себе, тоже будет выше в денежном выражении. «Но мы вынуждены ориентироваться на рыночные цены. И не будем завышать стоимость вещей, которые хотим продать», – поясняет Анна.

При приеме вещей в Second Friend Store обращают внимание на многие параметры. Есть предпочтения по брендам: Missoni, Ralph Lauren, Jil Sander, Comme des Garcons, Maison Martin Margiela, Damir Doma и Ann Demeulemeester – в списке «любимчиков». «Но вы не думайте, мы не помешаны на брендах, – замечает Любан. – В нашем отделе приема работают сотрудники с высоким чувством вкуса и стиля. Конечно, мы отдаем предпочтение перечисленным брендам, но можем взять и интересную вещь, относящуюся к масс-маркету».

Если человек приносит брендовую вещь, то ее обязательно проверят на подлинность. «Иногда мы обращаемся в крупные торговые центры за советом и экспертизой, иногда пишем напрямую в дома моды, – отсылаем номера сумок и фото бирок», – рассказывает Любан. Бывает, что люди приносят в магазин не просто б/у вещи, а винтаж. Но чаще всего сотрудники комиссионки отказываются брать старинные платья. «Наш принцип, чтобы вещи, пусть и из прошлых коллекций, вписывались в современный гардероб, и с винтажом это сделать сложно. Но для винтажа есть свои специальные магазины», – говорит Анна.

Помимо платьев, сумок, туфель и шляпок Second Friend Store «принимает» в свою «коллекцию» и курьезы. «Я готова уже книгу юмористических рассказов писать, – смеется Анна Любан. – Однажды нам сдали женские джинсы. Мы их приняли, заключили договор. А во время съемок в кармане обнаружили мужские семейные трусы. Как и почему такое произошло?» Бывают и не очень веселые случаи – однажды в продаже магазина было дорогое платье, расшитое вручную бисером. Кто-то захотел платье купить, и его отправили с курьером. «Вечером возвращается курьер и говорит, что вещь не купили. Мы разбираем пакеты и обнаруживаем, что вместо нашего красивого платья лежит какая-то тряпка. Не буду вдаваться в подробности – в итоге платье нашли, но, увы, от таких случаев мы не застрахованы».

Проект не стоит на месте, а продолжает активно развиваться, обрастая новыми возможностями для клиентов. Так, прошлым летом в Second Friend Store открыли и детский раздел. «Когда у меня появились собственные дети, я столкнулась с тем, что они просто не успевают изнашивать одежду, – рассказывает Анна. – Сейчас мы готовим совместный проект с одним ювелирным брендом в поддержку детского раздела, так что скоро будет интересно».

Ну а среди глобальных планов у Анны Любан – сделать так, чтобы Second Friend Store стал крупнейшей в России площадкой по перепродаже одежды, обуви и аксессуаров.

«Поскольку изначально мы развиваемся на свои деньги, без инвестиций со стороны, движение вперед происходит медленнее, чем хотелось бы, – говорит она. – Но главное – не останавливаться и продолжать двигаться вперед! И я верю в то, что у нас все получится!»

Читайте также