Квартира, похожая на номер в отеле – как этого избежать?

На вопрос отвечают российские архитекторы и представители арт-сообщества

По мнению героев этой рубрики, сделать в жилом помещении бездушный гостиничный интерьер – самое простое. А вот создать атмосферу индивидуальности может только человек, сам обладающий индивидуальностью.

Андрей Руденцов, владелец галереи «Три века» и «Издательства Руденцовых»:

«Автомобиль может рассказать о статусе своего хозяина, дорогой костюм – о его стиле. И только интерьер приоткроет вам двери во внутренний мир, интересы и индивидуальность человека. Увы, как часто от дорогих и стильных интерьеров веет холодом, они лишены индивидуальности и напоминают пятизвездочные отели европейских столиц! Хозяин дома испытывает дефицит времени и доверяет решение вопроса профессиональному дизайнеру или архитектору. Под ключ. Создание же особенного интерьера – процесс весьма хрупкий и неторопливый, возможный лишь при полном взаимопонимании личности хозяина дома и мастерства исполнителя, который, подобно хорошему портному, обязан «сшить» ваше жилье под вас! Современные журналы по интерьеру часто пестрят похожими картинками гостиных, спален, ванных комнат, кабинетов и детских, словно собранных из одной большой коробки конструктора, изменяется лишь цвет стен, штор и мебели. Порой хорошему стильному жилому пространству не хватает самой малости – индивидуального акцента! Это может быть предмет искусства, любого, в любом жанре и технике, искусства старого или современного, живописи, фотографии ли, бронзы, кости, камня… Обязательным условием является лишь то, что этот предмет искусства должен вызывать у хозяина дома, которому для этого совсем даже не обязательно быть коллекционером, эмоцию или несколько эмоций, «разбросанных» по дому. Именно эти, как может показаться, пустячки, органично вписанные в жилой интерьер, способны передать ему ваш характер, превратить его в магнит для всей семьи, сделать единственным и неповторимым.»

Алиса Прудникова, глава дирекции регионального развития РОСИЗО:

«Я довольно редко сталкиваюсь с безликими интерьерами, так как мои друзья любят искусство и любят окружать себя им. Мне кажется, подобная тенденция «отельности» появилась в противовес гипердекорированным и демонстрирующим «роскошность» жилым интерьерам. Я вижу другое прогрессивное направление в российском интерьерном дизайне – популяризация авангардной архитектуры 1920-х и начала 1930-х годов, которая спустя почти сотню лет по-прежнему остается актуальной в нашей стране. Принципы, выработанные в те годы архитекторами-конструктивистами, вместе с правилами, заданными Ле Корбюзье, как то система универсальных пропорций, основанных на золотом сечении и шкале человеческого масштаба, свободная планировка, удлиненные окна, становятся стилевой базой для творческого самовыражения молодых архитекторов и дизайнеров. Для этого, в свою очередь, необходимо не только реконструировать и демонстрировать незаслуженно забытые конструктивистские памятники архитектуры, но и объяснять истоки того, что мы считываем визуально. Конструктивисты, как известно, придавали наибольшее значение функциональности здания. Однако следует отметить, что функциональный дизайн не отменяет присутствия эстетического в интерьере. Произведения искусства – это может быть как живопись, фотография, так и вполне функциональные предметы авторского дизайна – достойны того, чтобы занять место не только в художественном музее или центре современного искусства, но и в жилом пространстве. При этом, безусловно, радовать владельца они способны гораздо больше, нежели декор вроде канделябра на стене.»

Ольга Трейвас, архитектор, сооснователь архитектурного бюро Form:

«Это плоскостная реакция на устаревшие тренды свойственна не только российским проектировщикам. Причем чем крупнее бюро тем, как правило, сложнее отслеживать легкость и звонкость решений. Даже очень интересные архитектурные стартапы рискуют в конце концов впасть в зависимость от «талантов» своих сотрудников. Специфика отечественных бюро является результатом закомплексованности немаловажных участников процесса, в первую очередь речь идет о заказчиках и дизайнерах. Вкус, воспитанный на заимствованиях и стремлениях следовать, но не задавать тон и проявлять самостоятельность в выражении мнения, как раз и множит шаблонные приторные интерьеры, зажатые форматом. Возникает ощущение, что им легче зашить, скрыть, спрятать исходный материал и в обманчивом творческом порыве воплотить случайную кривую, подсмотренную в актуальном lifestyle-ресурсе. Тут не мешает чуточку расслабиться и, наслаждаясь процессом, дозируя важное и отсекая несущественное, создать уникальное пространство. Живое и органичное, пусть даже со своими несовершенствами и особенностями, оно не может не притягивать внимание и не найти отклик у единомышленника. Память о таких объектах живет существенно дольше, возвышаясь над временем и модой, передается из поколения в поколение. На мой взгляд, сейчас на постсоветском пространстве достаточно много хороших творческих команд, разрабатывающих свои собственные подходы и методы в архитектуре и дизайне. И их оригинальность, к счастью, часто находит своего образованного и смелого заказчика.»

Даниил Лоренц, архитектор и партнер архитектурной группы DNK AG:

«Это тенденция как магистральная, существует довольно давно и, к сожалению, продолжает еще бытовать. У нее свои исторические корни и экономические обоснования. Начнем с того, что хороший интерьер – это отражение индивидуальности его обладателя. Если в человеке она слабо выражена, то и самобытного интерьера не получится. Плюс сюда накладывается «советская психология», когда все – и заказчики, и дизайнеры – очень боятся рисковать и использовать нестандартные решения. Поэтому зачастую в качестве образца даже на подсознательном уровне выбирается привычный шаблон, например номер дорогого отеля.

Сказывается также отсутствие опыта жизни в нетиповых пространствах и интерьерах. Ведь все, что касалось жилья в нашей стране, долгое время было сопряжено массой ограничений в плане пространства, времени, невозможности накопления каких-то материальных ценностей, которые формируют характер и индивидуальность жилья, его историческую фактуру. Да, и бабушкин буфет, например, несли на помойку, потому что он не помещался в типовой квартире, а по сравнению с престижным «румынским гарнитуром» и особой ценности в нем не видели. Так в интерьере происходило вымывание «историй» в поиске обновлений, вынужденных или желаемых. В принципе, сегодня есть больше возможностей создать «живой» интерьер. Главное, чтобы заказчик был готов обращаться к профессионалам и доверять им. Ведь индивидуальные пространства требуют индивидуальных решений».

Читайте также