Мой любимый художник

Российские бизнесмены – о живописцах, которые порадовали глаз и согрели душу

Кирилл Щеглов, генеральный директор коммуникационного агентства «Лонгмедиа»:

Один из моих любимых художников – Михаил Врубель. Его не спутаешь ни с кем. Взять, например, работы его «Сказочного цикла» – сколько в них силы и тайны, тревожности и глубины, новых смыслов, притом что написаны они на хорошо знакомые сюжеты. Великолепна «Царевна-Лебедь» – с типичным загадочным «врубелевским» взглядом. Совершенно изумителен «Пан» – хотя многим кажется, что это леший, я скорее вижу в нем некоего мифологического весельчака с горящими веселыми глазами, развлекающего всех своей флейтой. Даже демон у Врубеля не настолько ужасен, каким бы он мог быть, – я говорю прежде всего о «Демоне сидящем».

Работы Врубеля были непохожими на то, что создавали его современники. Многие его не понимали, подчас даже Мамонтов. Но в ответ на неприятие художник говорил, что именно оно и дает ему силы и веру в себя. Надо сказать, что Врубель совершенно иначе раскрылся для меня... когда у меня появились дети. Вместе с их рождением началось и мое внутреннее перерождение. И сейчас я открываю для себя новые стороны в работах, казалось бы, давно известных мне художников.

Для детей стараюсь выбрать лучшее из того, что они могут воспринять. Известно, что до семи лет надо воспитывать на максимально понятном и позитивном. С Врубелем знакомить их рановато. Я прививаю им понятные для них вещи: читаем книжки и изучаем рисунки Владимира Сутеева. Мне самому безумно нравятся его работы – те же «Приключения Чиполлино», которые впервые вышли на русском языке именно с иллюстрациями Сутеева.

Виктория Шматкова, гендиректор агентства медицинского консалтинга D-ZERTS:

Мой любимый художник Клод Моне – известный представитель импрессионизма, даже его родоначальник. Поскольку моя работа как руководителя компании связана с цифрами, с учетом и контролем, то импрессионистская живопись, с ее «нечеткостью», передачей сиюминутных впечатлений, дает мне возможность отвлечься от интенсивного ритма бизнеса и испытать совсем иные ощущения. При этом не важно, идешь ли ты в музей, смотришь картины в интернете или рисуешь сам, – ты погружаешься в другую реальность.

Я открыла для себя Моне, когда начала рисовать. Случилось это спонтанно. Я всегда была очень занята: бизнес-школа, кандидатская, дети. Но однажды – когда учеба уже была позади и кандидатская защищена – мне попалась на глаза листовка курсов «Рисуем за один день». Я не поверила в то, что такое возможно. Но из интереса пошла – вместе со старшей дочерью, ученицей художественной школы.

Мои предположения подтвердились – научиться рисовать за день нереально. Но это оказалось для меня мощным психологическим тренингом, перевернувшим мышление. Я поняла, что научиться рисовать в принципе можно! Так возникло мое хобби. Я стала изучать техники живописи, искать художников, которые мне близки, брать у них уроки, копировать работы известных мастеров, писать свои композиции.

У меня в офисе висят мои копии Клода Моне – конечно, их нельзя назвать точными, потому что они передают и мое настроение тоже. Но я и не стремлюсь к абсолютной точности: я же пишу не для выставок, не для продажи, а только для себя.

Макс Джексон, исполнительный директор сети рекламных агентств Sudler региона Евразия:

Как человек, который провел школьные и университетские годы, а потом и отслужил в ВМФ в Новой Зеландии, я был словно околдован Россией – такой мистической, огромной, чужой. Я представлял жизнь в России в черно-белых тонах. В начале 1990-х, когда СССР распался, мне удалось увидеть и другую сторону этой страны (хотя я и не рискнул приехать сюда в 1990-е). В интернете стали появляться картины некоторых современных художников. Я был очень заинтригован ленинградской школой живописи, особенно одним из ее представителей – Ростиславом Ивановичем Вовкушевским.

В 1991 году я нашел онлайн-арт-агентство и заказал картину. В назначенный час в наш бизнес-центр пришел мужчина в длинном черном кожаном пальто. Он распахнул его (я испугался), и я увидел одну из моих первых работ Вовкушевского. Так же происходили и последующие встречи. А потом мужчина исчез. Возможно, «лихие 90-е»...

Работы Вовкушевского напоминают полотна импрессионистов, его даже называют «ленинградский парижанин». Я влюбился в гибкий стиль его живописи: физически ощущаю восторг художника, пробующего разные техники. Одни картины созданы в технике Ван Гога, другие – Гогена, третьи – Мондриана. Земной, наивный характер работ Вовкушевского, его страсть в мазках заставляют чувствовать в нем Художника с большой буквы. Страсть – вот что значит для меня искусство.

Моя любимая картина – «Натюрморт с лимоном». Ракурс, неровная техника, грубый холст оставляют ощущение, что художник работал в состоянии аффекта.

Яна Османова, основатель/CEO компании FUGA:

Тулуз-Лотрек и Твомбли – эти художники особенно мне близки. Прежде всего тем, что они любили жизнь. Переживая не самые простые периоды, они умели находить в жизни позитив.

Не так давно была ретроспектива Твомбли в Центре Жоржа Помпиду, и меня очень поразило, как он был там представлен. Твомбли много переезжал, менял города и страны, искал наиболее гармоничные, вдохновляющие места – и находил их вне зависимости от того, имелась ли там соответствующая арт-среда или общество, которое могло бы его принять. В конце концов он поселился в Италии, в Риме – впрочем, кто из великих не черпал вдохновение в этой стране?

Что касается Тулуз-Лотрека, то в отличие от Твомбли, который искал красоту в атмосфере тех мест, куда приводила его судьба, он искал и находил ее в людях. Вспомните его изображения падших женщин с Монмартра – каждая полна внутреннего свечения. У меня дома на дверях выполнены росписи по мотивам Тулуз-Лотрека. Дизайнер, который работал в моей квартире, был против этой идеи, он не очень понимал мою страсть к Лотреку. Да, у этого художника была тяжелая судьба. Мало того что он был отвергнут аристократическим обществом, которому принадлежал от рождения, его еще отличало и внешнее уродство, он испытывал большие физические страдания. Но попав на самое дно, сумел увидеть прекрасное и в этой стороне жизни.

Видеть то, чего не видят другие люди, гармонию и красоту в обыденных вещах – вот что мне особенно импонирует в этих художниках.

Читайте также