Как устроена ювелирная вселенная Дома Hermes

«Создание украшений Hermes – это нескончаемый процесс эволюции», – утверждает Пьер Арди, креативный директор коллекций Hermes Bijouterie

Пьер Арди трудится во французском модном Доме Hermes вот уже 28 лет. Придя в компанию в качестве дизайнера мужской и женской коллекций обуви, 15 лет назад Арди получил от тогдашнего президента Hermes Жан-Луи Дюма благословение еще и на создание ювелирных коллекций – как из серебра, так и из драгоценных материалов. За прошедшие годы Арди удалось придумать индивидуальный, ни на что не похожий образ украшений Hermes. Взяв за основу фирменную стилистику и конструкцию лошадиной упряжи, дизайнер наградил ее разнообразием форм и конструкций, а также сумел перейти в иную творческую плоскость. О чем креативный директор Hermes Bijouterie и рассказал во всех деталях.

Мы встречались с вами пять лет назад, когда вы отмечали 10-летие создания ювелирных украшений в Доме Hermes. Что изменилось с тех пор?

Пьер Арди Думаю, что в коллекциях появилась зрелость, все-таки и 15, и даже 10 лет назад Hermes был новичком на ювелирной стезе, как и я сам. Теперь в моем творчестве появилось больше свободы, поэтому все коллекции теперь шире, глубже, разнообразнее – и как творец, я чувствую себя в них гораздо увереннее. Я бы не сказал, что на этом пути произошли какие-то кардинальные изменения, это была постепенная эволюция. Как человеческое тело, которое взрослеет и меняется, но в то же время развивается-то один и тот же организм. Да и сам Дом Hermes – это живой организм, который растет естественным путем. Так что ювелирные коллекции Hermes стали взрослыми и зрелыми.

И в каком направлении они развиваются и растут?

П.А. Приведу пример: в высокоювелирных украшениях Haute Bijouterie мы избегали использовать драгоценные камни, думали, что это не в стиле и не в эстетике Hermes. В самом начале все коллекции делались из серебра, затем мы добавили к ним оттенки золота, а с течением времени, четыре года назад, решили все-таки включить в дизайн крупные драгоценные камни так, как это сделали бы только в Hermes. Получилось весьма органично, и мы продолжили двигаться дальше в этом направлении. Сегодня мы пробуем новые способы привнести драгоценные камни даже в регулярные коллекции. Вот один из экспериментов, который был нов для нас, но удачен.

Интересно, что вы создаете одновременно обувь и украшения, то есть два предмета, которые априори ограничены своей функциональностью и пропорциями… Как вам удается выражать творческую свободу в этих рамках?

П.А. О да! Но моя профессия дизайнера как раз и начинается после того, как я продумаю функциональность. Последняя изначально должна быть включена в любой предмет. Моя работа заключается в том, как я могу трансформировать эту функциональность в красоту, в чувственность, в современность и так далее. Так что это вопрос трансформации и преображения. Вокруг полно функциональной обуви и функциональных украшений, которые не нуждаются в моем вмешательстве. Но если уж я взялся за дело, то в результате должно получиться нечто особенное! И смею надеяться, что так оно и есть. Это моя собственная головоломка, которую я решаю каждый раз с новой коллекцией. Создать новую форму, которая не существовала до сих пор и которая бы привнесла новое ощущение в то, как женщина себя в ней чувствует, в этом украшении. Продев серьгу в ухо или надев на запястье браслет Hermes, она должна подумать: я чувствую себя более сильной, более соблазнительной. Вот моя цель.

Коллекция обуви весна-лето 2018 довольно сложна с точки зрения сочетания цветов. Не испытываете ли вы желания добавить больше цвета в украшения, видоизменить их пропорции под влиянием собственного же дизайна обуви?

П.А. Это две очень разные работы – разное ремесло, материалы, разные ателье, ритм, масштаб. Но в конечном итоге я привношу и в то и в другое некий новый штрих, который заставляет вас удивиться и испытать новые эмоции. Я создаю некий мост между старым и новым, тем, что вы ожидали увидеть в обуви и украшении Hermes, и тем, что никак не ожидали.

Кстати, уже в следующей коллекции, Haute Bijouterie V, которую мы покажем будущим летом, как раз будет некая новая игра с объемами и цветом!

Каким было самое первое украшение, что вы сделали в Hermes?

П.А. Первая коллекция в Hermes была полностью из серебра, и в ней преимущественно были цепи с разными звеньями в кодах Hermes, созданные довольно произвольно – буквально что придумывалось в голове. Кстати, знаете, что я сам больше всего люблю ощущать, оглядываясь назад, на свои прошлые коллекции? Даже для меня, их создателя, они выглядят так, словно существовали в Hermes всегда! Будто бы и не я их придумал, а словно и для меня они послужили отправной точкой для всех остальных украшений.

Новая коллекция Chaine d’Ancre Punk несет в себе определенную эмоцию – это эстетика панка, наложенная на эстетику Hermes, – насколько украшения Hermes могут быть дерзкими?

П.А. История с Punk довольно интересная. У нас в Hermes есть традиционная «тема года», вокруг которой так или иначе строятся все коллекции. В этом году была задана тема «Значение объектов», и я задался вопросом: какой простой объект, означающий нечто конкретное для большинства людей, я мог бы перевести в украшения? И подумал об английской булавке, которую многие используют ежедневно. А красота этого объекта идет именно от простоты и универсальности в использовании. Я захотел сделать ее драгоценной, женственной и поработал над формой. И поскольку украшения имеют отношения к моде, то соединил булавку с темой панка. Ведь философия панка есть оппозиция роскоши, аристократичности и утонченности, но мне как раз нравится сталкивать противоположности между собой: панк и тема дорогой лошадиной упряжи!

В коллекции Haute Bijoux IV Continuum вы впервые отошли от фирменной темы конской упряжи и построили ее на ощущениях и впечатлениях, отчего?

П.А. Украшения, пожалуй, самый роскошный предмет, что производят в Доме Hermes, хотя бы из-за самих драгоценных материалов. И они должны быть сделаны с перспективой и должны расширять границы Hermes. Думаю, что спустя 15 лет настало время показать нечто иное. Последняя коллекция имела мало отношения к нашей привычной эстетике и была этаким приключением. Я взял универсальную тему времени и выразил впечатления от того, что может отражать его ход.

В этой коллекции вы использовали много драгоценных камней и жемчуга, будете продолжать в том же духе?

П.А. В этом также заключается моя зрелость как ювелирного дизайнера – пришел момент это сделать. Да и дизайн самих объектов получился таким, что без драгоценных материалов уже было не обойтись. Cкажем, колье-чокер Feux de Ciel («Огонь в небе») выражало собой тему рассветов и закатов, и мысль украсить его деграде из цветных турмалинов, гранатов, иолитов и топазов, похожим на утреннее или ночное небо, пришла сама собой.

Вообще, мне очень нравится делать высоко­ювелир­ные украшения – это создание чего-то единственного и неповторимого, это уникальный объект, и в этом его ценность.

Среди всех ваших творений за 15 лет есть те, что остались самыми любимыми?

П.А. Мое самое любимое украшение – это колье Brides des Gala, имитирующее конскую упряжь в миниатюре, с излучающим свет ночным голубым сапфиром, и усыпанное бриллиантами. Просто невероятное! Это настоящий Hermes с одной стороны – прямая реплика упряжи, с другой – не имеющая с ней ничего общего, да, напоминающая, но созданная как отдельный драгоценный объект.

После стольких лет в Hermes что для вас по-прежнему самое удивительное в этом Доме?

П.А. Полагаю, что самое удивительное для меня – это доверие. Даже спустя 15 лет! Я делаю эскиз, показываю его руководству, и мне говорят: отлично, вперед! Или когда я смотрю на 3000 бриллиантов и полкило золота, которые закупили для моих будущих ювелирных творений, то искренне удивляюсь. Сам я в себе сомневаюсь гораздо больше, чем мое руководство. Оно всегда давало мне карт-бланш, и, пожалуй, это главное условие, при котором я творю в Hermes. Впрочем, я никогда и не творил при иных условиях. Так что, пожалуй, как дизайнер я совершенно испорчен Hermes.

Фото: Alexis Armanet, Jack Davison

Читайте также