Писатель Павел Санаев перешел от слов к звуку

Почему автор бестселлера «Похороните меня за плинтусом» занялся музыкальным оборудованием?

Из писателей – в эксперты по сборке уникальных стереосистем? В ходе разговора с Павлом Санаевым выяснилось, что основная профессия не забыта: идет активная работа над второй частью «Хроник раздолбая», готовятся в разных городах России встречи с читателями. Просто любовь к музыке в какой-то момент перестала быть просто увлечением и переросла в Дело.

Павел Санаев: Мне всегда нравилось слушать музыку, всегда интересовала аппаратура. Но года до 2013-го я обходился относительно простой звуковой системой по сегодняшним меркам. Тогда мне она казалась хорошей, и глубже я в эту тему не вникал. А потом у меня в руках случайно оказалась кассетная дека Nakamichi. Я ее покрутил-повертел и с удивлением услышал, что музыка с кассет звучит интереснее, чем с цифры.

А что за кассеты?

П.С. Обычные, 90-минутки. И вот, когда я закончил первую книгу «Хроники раздолбая», захотелось себя как-то наградить за труд. И я решил узнать об аналоговом звучании побольше – попробовать винил и, если он действительно дарит новый уровень удовольствия от музыки, купить себе проигрыватель и собрать коллекцию любимых пластинок. Надо сказать, что первые попытки услышать преимущество винила были отрицательными. Я пришел в три разных места, послушал, как звучат пластинки, и убедился, что в лучшем случае они звучат так же, как CD, а то и хуже. И о чем тогда весь этот «виниловый хайп»? Если бы я не заехал еще в одно место, к человеку, который действительно хорошо понимал, как правильно воспроизводить винил, то я бы по сегодняшний день говорил, что пластинки – это всего лишь фетиш и люди собирают их только ради тактильных ощущений. Но этот «виниловый гуру» показал мне огромную разницу между звучанием винила и цифры, а главное, объяснил, почему так получается и как вытягивать с винила хороший звук.

Пресловутый «теплый ламповый»?

П.С. Это клише. На самом деле там все гораздо интереснее. Виниловый звук масштабнее цифрового, в нем больше объема, он голографичный. Вы слышите музыку как бы в нескольких плоскостях. Хотя нужно оговориться, что это касается музыки, записанной в 60–70–80-е годы – той, которая была изначально записана в аналоговой технике. Для современной музыки нет такой большой разницы, с чего вы ее воспроизводите – с винила или с цифры. Сегодня все пишется в цифровых студиях и очень плоско по сравнению с тем, как писали раньше. Так что современная виниловая пластинка – это, по сути, тот же компакт-диск только на другом носителе. А до середины 80-х делалась аналоговая запись на многодорожечный магнитофон. Поэтому те пластинки, которые писались с 50-х и до середины 80-х годов, звучат совершенно по-другому, чем те, которые писались позже, и вот именно они очень сильно отличаются от компакта. А ведь это огромный пласт музыки! Вся классика рока, огромная коллекция джаза, блюз… Для этой музыки имеет огромный смысл воспроизводить ее с тех носителей, на которые она была записана. Больше того, я вам скажу, что эту музыку даже слушать имеет смысл на той акустике, которая создавалась примерно в то время.

Да, большие деревянные колонки тех времен звучат непревзойденно!

П.С. Вот именно! Хотя тоже далеко не все, и нужно знать правильные модели. В общем, стремясь извлечь из любимой музыки максимум, я начал собирать свою первую «аудиофильскую» систему. И столкнулся с тем, что нигде не могу найти колонки, которые меня по-настоящему устраивают. Большинство современной акустики, включая весьма дорогие модели, – полные дрова. Они могут грохотать, скрежетать, звенеть, но только не играть музыку.

Акустику я нашел месяца через три, переслушав около полусотни разных вариантов. А дальше система развивалась в течение нескольких лет. Так как у меня есть привычка писателя и сценариста систематизировать материал, я всю информацию, которая накапливалась, выкладывал на свой специально созданный для этого сайт www.hiendmusic.ru. Кроме информации о строительстве системы, у меня собралось огромное количество контактов и завязались хорошие отношения с поставщиками различной техники. И в какой-то момент я понял, что могу помогать людям собирать идеальные стереосистемы – точно рассчитанные на ту музыку, которую они любят, на их вкусовые особенности, подходящие помещению, да еще с большой экономией средств. И стал продвигать через свой сайт эту услугу.

То есть вы сейчас этим зарабатываете на жизнь?

П.С. Да, но есть более важный для меня момент. Сейчас я пишу книгу – вторую часть «Хроник раздолбая». Работа над книгой – это марафон. А подбор системы – этот моментальная отдача. Встретился с заказчиком, узнал его предпочтения, сделал несколько звонков – и вот результат: дома у человека прекрасная музыка. Для меня это серьезная эмоциональная подпитка – возможность иметь результат «здесь и сейчас».

Для этой работы у меня сложился свой алгоритм, о котором подробно рассказано на сайте. Ведь людям, которые хотят получить у себя дома хороший звук, почти негде получать систематизированную информацию. Заходит новичок на какой-нибудь форум и спрашивает: «Вот у меня есть такой-то усилитель, какие к нему подобрать колонки?» И ему начинают давать взятые с потолка советы, вместо того чтобы объяснить, что подбирать колонки под усилитель – это все равно что искать «какой-нибудь кузов» под имеющийся двигатель. Вот есть у тебя шестилитровый дизель, и одни тебе посоветуют кузов Cadillac, другие – «Феррари», третьи «Шкоды»… А ты разницы не понимаешь! Если продолжать аналогию с машинами, то алгоритм должен быть другой. Сначала нужно разобраться, куда ты собираешься ездить – на охоту или девчонок катать. Поэтому я первым делом спрашиваю, что человек слушает и где. Если вы хотите слушать джаз в большом доме – это одно, а если хард-рок в квартире – это другое, а если классику в маленькой комнате – совершенно другое.

Дальше самый важный вопрос – количество средств, которые вы готовы потратить. Если человек говорит, что у него неограниченные финансовые ресурсы, то такому человеку я могу собрать абсолютно топовое предложение, причем дешевле, чем в любом другом месте, потому что буду комбинировать компоненты от разных поставщиков. Если ресурсы солидные, но все-таки ограниченные, то я могу часть компонентов подобрать топовых, а часть винтажных или «авторских», проще говоря, самодельных.

А такой рынок вообще есть?

П.С. Да и очень большой и интересный. У него есть свои плюсы и минусы. Я приведу конкретный пример. Одни из лучших акустических колонок, которые можно предложить, – Sonus Victor из Вероны. Стоят они около $36 000. И к ним нужно очень мощное усиление. Если вы будете брать фирменное усиление, соответствующее уровню акустики, то вся система будет стоить под $200 000. А человек приходит и говорит: у меня есть $50 000. И мы можем обсудить варианты: подобрать на эти деньги все фирменные компоненты и получить звук очень хороший, но не фантастический или купить этот самый Sonus Victor за 36 000, а усиление взять авторское за 15. И получится колоссальный звук. Но будут и свои минусы – эти усилители будут не престижные, не очень красивые по сравнению с фирменной техникой и абсолютно не ликвидные, если когда-то возникнет желание их продать. Все это нужно трезво взвесить и принять решение.

А кто и где производит самодельные устройства в России?

П.С. Есть много мастеров, которые умеют делать очень хорошую технику. Разумеется, из готовых заводских компонентов. Сами паяют усилители, фонокорректоры. Многие из них по качеству звучания не уступают фирменным, некоторые даже превосходят. То есть вы можете купить не фирменную вещь такого же уровня, как фирменная, но гораздо дешевле. Для того чтобы подобрать такой компонент, нужно знать мастеров, сравнивать реальное качество их компонентов с «референсными» фирменными изделиями. Все должно тестироваться, сравниваться. В общей сложности на это было потрачено четыре с половиной года. Теперь я располагаю информацией, которая позволяет построить великолепную систему на любой бюджет. Можно построить роскошный звук полностью на винтажных компонентах, например так, как я себе это сделал.

Это какие годы выпуска?

П.С. 70–80-е. Например, мой предусилитель 1972 года выпуска около десяти лет считался «референсным» и входит сегодня в Top-10 винтажной аудиотехники. А я, когда покупал его, представьте, этого не знал. Просто сравнивал разные компоненты, наткнулся на один древний экземпляр, включил, подумал: ого! Сразу купил, а потом уже нашел информацию в сети – штучка-то оказалась «культовая».

У меня всегда было представление, что география аудиопроизводства все время была Япония, США и Германия. Насколько сейчас все поменялось?

П.С. Вот ширпотребная техника – это Китай. Огромное количество брендов, которые на слуху, делаются там массовым поточным производством. Это никакой не Hi-End, не Hi-Fi, это все дрова. Когда крупные японские корпорации выпускали в 80-е годы технику, они вкладывали в разработку огромные ресурсы – не жалели денег ни на технологии, ни на исследования. Флагманские модели часто продавались в убыток, работая на престиж, а деньги зарабатывались в среднем и дешевом сегменте. Технологии уже тогда были высочайшие, напыление бора на титан, к примеру.

Но потом люди начали слушать музыку с цифры, не сильно заботясь о качестве воспроизведения, и все это кануло в Лету. Крупные корпорации необязательно разорились, но свои аудиопроизводства позакрывали. Так в итоге остался доступный, но ужасный по качеству ширпотреб, который делают в Китае, и остались маленькие мастерские, разбросанные по всему миру. Вот эти мастерские, которые стараются делать крутой звук, и есть тот самый Hi-End. Понятно, что все это небольшие тиражи – отсюда такая высокая стоимость. При этом у некоторых хорошо получается что-то одно, например усилители, но не выходит акустика. Или наоборот. Так что важно еще знать, кто в чем силен.

Признанным грандам начали здорово наступать на пятки маленькие страны...

Сейчас признанным грандам начали здорово наступать на пятки небольшие страны, раньше на этом поприще не замеченные, – Хорватия, Словения, Греция. Кстати, производство упомянутой выше акустики из Вероны основал наш бывший соотечественник из Украины. В России до сих пор делает очень неплохую акустику Александр Ян Беляевский. Его компания называется Aleks.

Практически нет в Европе страны, которая не производила бы что-нибудь интересное. Но на первом месте все равно остаются Англия и США. Хотя до сих пор очень сильное производство в Японии. В Германии делают превосходные проигрыватели винила. Во Франции – усилители и проигрыватели компакт-дисков. В России все это неплохо представлено. Все можно потрогать, послушать и приобрести. Проблема в том, что во многих магазинах все это перемешано и часто вам предлагают мотор от Ferrari, а кузов от Opel. А вы этого не можете понять. Так что я считаю, что услуга hiendmusic.ru очень полезна. Со мной вы получите свой «Феррари» всегда.

Влияет ли это на ваше творчество?

П.С. Да, положительно. Без этого преодолевать долгий марафон работы над книгой было бы скучно. Это весьма однообразный труд с отдаленным результатом. И без работы со звуком было бы грустно. А так это приносит мне очень интересные встречи с разными людьми – заказчиками, производителями. Вчера был в гостях у человека, который делает уникальную усилительную технику. Поболтали, послушали музыку на его фантастической системе.

И заказчики тоже интересные бывают. Поскольку они понимают, что это не единственная сфера моих интересов, то нам есть о чем пообщаться, что обсудить. В общем, все это дает невероятную отдушину, и я с большим удовольствием этим сейчас занимаюсь.

К тому же постоянное наслаждение от качественного звука?

П.С. Наслаждение от звука я получаю дома. Но естественно, когда удается заказчику что-то хорошее сделать, то это очень приятно. Не всегда, правда, удается вместе послушать, потому что некоторые люди живут не в Москве. Кому-то собираешь аппаратуру в разных местах и отправляешь, например, в Сургут. Так что «момент вспыхнувших глаз» мне не всегда доступен. В любом случае эту сферу своей деятельности я планирую развивать. Думаю, что в ближайшее время специально совершу вояж в США. Ведь если говорить о том, где живут самые сумасшедшие аудиофилы, то это именно там. Они делают очень интересное акустическое оформление комнат, собирают совершенно сумасшедшие системы, многополосные, мультиампинговые – это когда каждую полосу отдельно выделяют активным кроссовером и ставят на нее свой усилитель. Четыре полосы в системе – четыре отдельных усилителя. Получается очень прозрачный, очень чистый, детальный звук. Хочу поехать пообщаться с этими фанатами – почерпнуть у них какие-нибудь «тайные знания».

Читайте также