Создатель культовых дамских туфель теперь производит обувь и для мужчин

«Все вокруг нас должно быть прекрасным», – уверен Кристиан Лубутен

Кристиан Лубутен в особом представлении не нуждается. Его женская обувь со знаменитой красной подошвой давно стала знаковым аксессуаром, который присутствует в гардеробе каждой интересующейся модой женщины.

Официально бренд Christian Louboutin был основан в 1992 году, когда дизайнер и его бизнес-партнеры открыли первый бутик в Париже по адресу: рю Жан-Жака Руссо. И он работает до сих пор, несмотря на то что у марки более 130 магазинов по всему миру, в том числе и в Москве.

Сегодня под брендом Christian Louboutin выпускаются коллекции обуви и аксессуаров для женщин и мужчин, а также линия декоративной косметики и парфюмов. Спустя четверть века с начала отсчета истории марки Кристиан Лубутен подводит некоторые итоги своей деятельности.

Знаете, месье Лубутен, лет этак тринадцать назад, когда мы встречались с вами в предверии открытия в Москве вашего бутика, вы меня уверяли, что никогда не станете делать мужскую обувь. «Это другая профессия!» – буквально произнесли вы. Как же и под влиянием чего вы все-таки начали создавать мужскую обувь?

Кристиан Лубутен Именно так я и думал! В моем тогдашнем представлении мужская обувь была скучновата, это был образ классических туфель, которые вы будете беречь и носить лет двадцать. И мне было совершенно не интересно заниматься подобным.

Но несколько лет назад мне вдруг позвонил молодой поп-певец Мика. Он отправлялся в мировой тур и отчего-то решил, что именно я должен создать сценическую обувь для его концертов. Я внимательно его выслушал, задал несколько вопросов, последний из которых был: почему вы попросили придумать обувь именно меня, дизайнера Кристиана Лубутена, который создает обувь только для женщин? И он ответил очень просто: «У меня четыре сестры, и все они носят вашу обувь. Вы награждаете ее чем-то таким, от чего женщины приходят в неописуемый восторг. И мне нужно, чтобы в моем туре все, что будет на мне надето, пробуждало те же самые чувства».

И мне так понравился его ответ, что я взялся за данную работу. И начал создавать дизайн именно сценической обуви. А поскольку у меня не было никаких барьеров в этом формате и я был свободен от стереотипов каждодневной обуви, идеи стали приходить одна за другой.

Вместо четырех моделей для Мики у меня получилась полноценная коллекция, поэтому я решил изготовить ее на своей фабрике в Италии. А затем поместил ее в бутики в Париже и в Нью-Йорке, и эти мужские модели разошлись моментально!

Тогда я увидел в этом процессе смысл и решил, что стану создавать мужскую обувь, думая об условной «сцене», на которой мужчина готов показать себя. Я же часто думаю о танцовщицах или актрисах, когда создаю женские модели! Так я изменил свое отношение к мужской обуви и стал ее производить.

И что за мужчины в итоге стали покупать вашу обувь? Преимущественно творческие личности?

К.Л. В общем, да. Моментальная реакция на обувь Christian Louboutin для мужчин последовала именно от людей из шоу-бизнеса: певцов, актеров и спортс­менов. В конце концов, cовременные атлеты – это тоже своего рода актеры. Стоит посмотреть, как невероятно бежит Усейн Болт или как играет баскетболист Коби Брайант – это что-то, они тоже демонстрируют невероятное шоу. И все – моя работа по созданию мужской обуви потекла сама собой, теперь ее продажи достигают около 20% от общего производства. Ну и разумеется, я сам теперь ношу свою обувь и являюсь тем человеком, кто первым все проверяет на себе и абсолютно всем доволен.

Как вы организовали производство мужской обуви – там же, где создаете и женскую?

К.Л. Нет, вот здесь мужская обувь точно иная профессия. Это и полностью иной образ мысли – в форме, в материалах, в декоре. Я банально иначе смотрю на кусок кожи, поскольку и конструкция здесь другая, и машины другие, и даже стежки, которыми сшивают обувь, не такие же, как в женской.

Так что в производстве мужской обуви задействована другая часть моего мозга, и для него я построил отдельную фабрику, там же, в Италии.

Вы помните, под влиянием чего вы стали создавать обувь и какие планы у вас были на будущее? Представляли ли вы, что однажды построите на своем таланте всемирно известную компанию?

К.Л. Нет, конечно! Я просто хотел изготавливать красивую обувь для красивых девушек. И при этом делать ее так, как это вижу это я, дизайнер, работать на самого себя, а не слушать указаний условных начальников.

Окончательно это желание оформилось, когда я попал в знаменитое кабаре Crazy Horse – там танцевала моя подруга. Девушки выходили на сцену в костюмах весом 24 кг и при этом еще должны были танцевать в таких туфлях, чтобы никогда не глядеть себе под ноги. Для меня это была идеальная возможность реализовать свои возможности в дизайне, и главное – в безупречной конструкции! По сути, там я и научился по-настоящему делать красивую и удобную обувь, и все мои технические секреты оттуда. Поэтому максимальный вес любой пары моей обуви – 300 г, женщина не должна страдать в туфлях, она должна чувствовать себя в них особенной.

И к счастью, 25 лет назад я не думал ни о какой компании: 130 бутиков по всему миру, миллион проданных пар обуви в год – я и представить себе такого не мог. И это неплохо, что вы в мыслях ограничиваете свои чаяния и планы, тогда можете идти к цели маленькими, но верными шагами. Гораздо интереснее наблюдать, какой результат тебе принесет каждый следующий момент.

Знаете, когда мне было 18 лет, я начинал свою карьеру в обувной компании Charles Jourdan и жил прямо на фабрике, в какой-то комнатушке. По тем временам это была огромная фабрика, самая большая во Франции, и я всегда думал: может, однажды и у меня будет свое производство.

И вот несколько лет назад мне предложили купить эту фабрику, чтобы помочь городку Романсу, создать там рабочие места и немного поднять местную экономику. Но у меня давно есть собственное производство в Италии, и мне не нужно было еще одно. Однако я все-таки решил ностальгически туда поехать и посмотреть, что там и как. И был в полном шоке: мои фабрики в Италии в два раза больше, чем эта! Я только в тот момент осознал, насколько мой бренд масштабен.

Как вы сегодня создаете многообразие моделей Christian Louboutin – несколько сотен дизайнов в год – продуманно или спонтанно?

К.Л. Создание коллекции происходит спонтанно, но в этот момент я изолирую себя от мира, так как мне необходима максимальная концентрация.

Я постоянно делаю огромное количество набросков, перед созданием коллекции собираю их вместе и уезжаю подальше от Парижа в заснеженные горы, ближе к Альпам, где у меня есть дом, или в другой свой дом, в Египте, где могу бесконечно совершенствовать качество рисунка, максимально приближать его к реальности.

Сегодня под брендом Christian Louboutin существует несколько линий разной продукции: коллекции обуви и аксессуаров – женских и мужских, парфюмы и даже линия помад и лаков для ногтей. Вы стремились к такому многостороннему развитию?

К.Л. Нет, это произошло каким-то органическим путем. Знаете, всю жизнь разные люди предлагают мне самые разнообразные проекты. За последние годы я получил столько предложений, что мог бы создать дизайн и модной одежды, и машины. Наверное, мое имя уже превратилось в бренд, и многие готовы встать под его знамена.

Но я точно не из тех, кто хочет видеть свое имя на всем подряд. Мне интересно, только если в проекте есть смысл и закономерность. Мне нужно сказать свое слово, полностью участвовать в процессе, отличаться чем-то от прочих, быть иным, иначе мое участие в проекте не имеет смысла.

Сегодня вокруг нас так много объектов, и большинство из них – это уродливые вещи. А я, как дизайнер, остро чувствую свою социальную ответственность – не стоит добавлять некрасивые вещи в этот мир.

Все должно быть красивым, и в первую очередь моя обувь! И я стал создавать собственные помады, лаки для ногтей и парфюмы, только когда был на 100% уверен в идеальном результате и успехе.

Полагаю, что успех – это плюс, который вы сами себе ставите, а вот достижение – это когда вы уже гордитесь тем, что сделали. Если я счастлив и горд от того, что делаю, то да, оно того стоило.

Вы рассуждаете все-таки больше как творец, а не как бизнесмен – кого в вас больше?

К.Л. Ну, все-таки я совладелец, у меня есть партнер в компании – Бруно Чемберленд, он же ее исполнительный директор, и он отвечает за бизнес-сторону.

Наверняка с партнером у вас полное взаимопонимание, но все же – как вы балансируете между творческими и деловыми вопросами?

К.Л. Бруно никогда ни к чему меня не подталкивает, и это главное. Мы с самого начала, с нуля строили компанию вместе и уже к тому времени были близкими друзьями. У нас не часто случаются разногласия, так как мы знакомы с подросткового возраста и прекрасно понимаем друг друга. Но у него есть ценнейшее качество: даже если он со мной в чем-то не согласен, то он сначала произносит: «Я хочу тебя предупредить, что у этого действия будут такие-то последствия, это не очень умный шаг, надо еще подумать» и все в таком духе, – но в конце он всегда заявляет: «Это твое решение, и мы сделаем так, как ты хочешь».

И потом, Бруно знает, что я довольно серьезный человек. У меня не возникает каких-то спонтанных необоснованных решений, я совершенно не бизнес-мен, но у меня есть чувство реальности, я не витаю в облаках. И я по-прежнему создаю дизайн всех коллекций сам. Рисую несколько сотен эскизов и еду на фабрики в Италии, чтобы их там воплощать в жизнь. Я по-прежнему движущая сила компании, и с этим нужно считаться.

Читайте также